Главная страница
Uyghur kompozitori
Алатау становятся выше

          Куддус Кужамьяров вошел в мировую историю как основоположник уйгурской классической музыки. За свои заслуги он был удостоен званий народного артиста СССР и лауреата Государственных премий СССР. К 90-летию композитора в Алматы был открыт памятник, созданный скульптором Магамедом Абдуллаевым и архитектором Аркином Маметбакиевым.

         О роли Куддуса Кужамьярова в музыкальной культуре Казахстана рассказала его ученица председатель Союза композиторов Казахстана Балнур Кыдырбек:

         - У казахов есть пословица: "Алатау становятся выше, чем дальше мы удаляемся от них". Суть этих слов очевидна, когда мы вспоминаем Куддуса Кужамьяровича Кужамьярова. Чем больше времени нас от него отдаляет, тем ярче мы осознаем размах и масштаб его личности, тем выше для нас его творческий облик.

         Во всех энциклопедиях говорится, что Кужамьяров - первый уйгурский профессиональный композитор. Но его роль гораздо шире, потому что он является основоположником одного из течений, которое мощным потоком вливается в полноводную реку казахской классической музыки. И поэтому Кужамьяров, наряду с Брусиловским и Хамиди, вошел в мировую музыкальную историю и культуру как казахский композитор.

         Данное определение оправданно и потому, что многие выдающиеся казахские композиторы последних лет являются его учениками. Это знаменитый Темиржан Базарбаев, известный своими песнями "Аулым" и "Тамаша". Это народный артист, лауреат Государственной премии Мынжасар Мангитаев. Это очень талантливый, но рано ушедший из жизни Жолан Дастенов. Из сегодняшнего поколения ведущих композиторов это братья Сетековы, Акжол Меирбеков и я.

         Первое требование, которое он предъявлял своим ученикам, - умение системно работать и писать музыку в разных жанрах, начиная от простой песни и кончая большими произведениями, такими как опера, балет, симфония, ведь жанровое однообразие в итоге и приводит к истощению музыкальных средств композитора.

         Масштабные жанры требуют большой ответственности, высокого образования, общей эрудиции, хорошего знания мировой музыки. Эту работу осилит не каждый. Сейчас многие называют себя композиторами, хотя к собственным мелодиям подставляют ходульные компьютерные аранжировки. А настоящий композитор, как учил Куддус Кужамьярович, должен не только сочинить песню, но и сам аранжировать и оркестровать ее, так как эти этапы творчества являются неотъемлемой частью конечного облика произведения.

         В этом Куддус Кужамьярович был сам для нас примером. Наряду с такими симфониями, как "Такламакан", оперой "Садыр палуан" он создал струнные квартеты, миниатюры для скрипки, фортепиано, пьесы для ансамбля уйгурских народных инструментов, песни, среди которых наиболее известны "Акша булт" и "Досыма", хоры и музыку к хореографическим миниатюрам. Поэтому Союз композиторов Казахстана, которому ныне исполняется 70 лет, немыслим без Кужамьярова. Большая лепта, внесенная им, делает его личный юбилей праздником всей казахской музыки. Это праздник Государственного Академического театра оперы и балета имени Абая, потому что на его сцене были поставлены оперы Кужамьярова "Назугум", "Садыр палуан" и балет "Чинтомур". Это радость для Казахской государственной филармонии имени Жамбыла, так как в репертуаре всех ее коллективов произведения Кужамьярова: пять симфоний, кантаты, оратории, хоры, пьесы для оркестров казахских народных и духовых инструментов. Это торжество Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, ректором и профессором которой он был многие годы. С именем Кужамьярова связано появление в консерватории органа, первого не только в Казахстане, но и во всей Средней Азии.

         При Куддусе Кужамьярове музыканты консерватории регулярно ездили в Москву с отчетными концертами, выступая в лучших залах российской столицы. Куддус Кужамьярович проявлял о студентах постоянную заботу. Например, он добился, чтобы консерватория получила в республике статус элитного учебного заведения, студенты которого не ездили на сельхозработы и были освобождены от участия в городских трудовых акциях и праздничных демонстрациях. При нем в консерватории начали учиться иностранные студенты из Монголии и Вьетнама.

         Музыкально-драматический уйгурский театр носит имя Куддуса Кужамьярова, потому что он стал одним из основателей этого в своем роде единственного в мире учреждения. Здесь многие спектакли поставлены на его музыку. Фольклорный ансамбль театра "Нава" - это первый уйгурский коллектив, который под руководством Кужамьярова начал выезжать на зарубежные гастроли.

         В высочайшем профессиональном уровне своего преподавателя, в его особом авторитете я убедилась, когда впервые поехала на всесоюзный пленум молодых композиторов в Москву. Нашу делегацию возглавлял Куддус Кужамьярович. Тогда мы, студенты, с гордостью увидели, что наш профессор пользуется уважением и общается на равных с известными композиторами Кара-Караевым и Хачатуряном.

         Куддус Кужамьярович был человеком глубоко интеллигентным. К студентам он обращался на "вы". И только в гневе на лень нерадивого подопечного он мог перейти на "ты". Так повелось, что занимался он с юношами, и я была у него первая девушка в классе. К пятому курсу он стал относиться ко мне серьезно: обсуждал со мной вопросы социальной политики, эпизоды закрытой истории и национального самоопределения. Самой великой его болью был вопрос об уйгурской независимости. Объективная неосуществимость этой мечты воспринималась им как трагедия.

         Кужамьяров при жизни стал классиком, но был открыт для всего нового. Например, когда я начала писать музыку для эстрадно-симфонического оркестра, он сказал: "Правильно, раз такой оркестр есть, нужно для него писать".


Инна Лебедева
Экспресс К, 22.07.2008


5 самых читаемых статей на этой недели:
Главная страница
Создать сайт бесплатно Яндекс.Метрика