Под защитой тигра
Имя Абдукарима Исы стало известным благодаря тигровой каллиграфии. Она вошла в его творчество, оттеснив прежний художественный опыт. Полосатый тигровый окрас - это жизнь и смерть, день и ночь, мужское и женское начала. Это чередование в нашей жизни периодов удачи и поражений, говорит художник.
Первая персональная выставка станковой живописи Абдукарима состоялась в 1993 году. Вообще им создано более двухсот работ.
Звериная (тигровая) символика имеет древнюю историю. Много веков назад на Востоке тигриные изображения украшали храмы богов (вспомните знаменитых сфинксов у усыпальниц египетских фараонов). У "Золотого человека" есть изображение тигров на плечах, грудной клетке. По бытовавшему поверью, изображения не только защищали, но и передавали силу и энергию зверя:
Не имея в сердце страха, уподобившийся льву, Облачился он в доспехи, шлем надвинул на главу. Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре"
У Абдукарима Исы пока нет последователей. Однако подтверждение жизнеспособности своей концепции он обнаружил в скульптурной символике новой столицы. Барс, как и тигр, - знаковый символ могущества, оберег, защищающий от злых сил.
По выражению искусствоведа Валентины Бучинской, "...тигры Абдукарима Исы не материальные животные из плоти и крови... это сгустки вибрирующей энергии…".
Творческие успехи художник связывает со встречами, ставшими судьбоносными в его жизни. Его педагоги в Алма-Атинском художественном училище - Эрнест Гейдебрехт и Дюсен Сулеев, культуролог из Ташкента Энгель Исхаков. В ТЮЗе Абдукарим Иса работал помощником Гейдебрехта, постигал азы сценографии, с Сулеевым делал спектакль.
В Темиртауском театре "развернуться" не успел: заболел отец и он вернулся в Алма-Ату. Устроился в уйгурский отдел при Казахском телевидении, чтобы делать музыкально-развлекательные программы наподобие "Тамаши". При этом Абдукарим Иса никогда не бросал станковой живописи.
С большой благодарностью художник вспоминает своего отца, разглядевшего в сыне художественный талант. Кашгарский купец, в 35 лет сделавший немалое состояние благодаря природной сметливости и крепкой коммерческой жилке, понимал толк в искусстве. Хотя его "университетами" была жизнь. "Ты должен продолжить обучение, чтобы не остаться ремесленником", - сказал он сыну, окончившему Алма-Атинское художественное училище.
Абдукарим Иса и по сей день проживает в доме, где жила его многочисленная дружная семья после переезда из Китая. В доме, построенном руками его отца. Здесь и мастерская художника. Дух отца благословляет художника и по сей день.
Салтанат Исмагулова Экспресс-К, 09.10.2002
|