Главная страница
Уйгур шаирлири
Билал Назым


         Хотя произведения Билала Назыма распространены гораздо больше по сравнению с произведениями его современников - уйгурских поэтов XIX века, а жизненный путь поэта был неразрывно связан с многострадальной судьбой родного народа, хотя замечательные, проникнутые гуманистическими и демократическими идеями лирические стихотворения его получили широкое распространение, а некоторые просто превратились в народные песни, творчество поэта до сих пор изучено еще далеко не достаточно. Десяток статей на уйгурском, казахском и узбекском языках, посвященных тем или иным аспектам творчества поэта, несколько коротких упоминаний в энциклопедических и периодических изданиях на русском языке и ни одной строчки в западно-европейском востоковедении - вот и вся библиография по данному вопросу. Даже в отношении даты рождения и кончины поэта до сегодняшнего дня нет твердого, устоявшегося мнения.
         К сожалению, за исключением нескольких прижизненных коротких сообщений в газете "Туркестанские ведомости", мы не имеем никаких библиографических сведений о поэте, а потому основным источником при составлении библиографии Билала являются его произведения, опираясь на которые можно придти к выводу, что поэт родился в г. Кульдже в семье мелкого кустаря-сапожника. Первоначальное образование будущий поэт, получил, видимо, дома у отца, который, вероятно, был грамотным. Затем Билал Назым поступает в одно из кульджинских медресе, где в течение долгих лет изучает творения великих поэтов Востока: Рудаки, Низами, Абдурахмана Джами, Алишера Навои и многих других.
         Билал Назым жил в трудное для уйгурского народа время. Гнет и издевательства, которым подвергалось население Восточного Туркестана, крайне обострили здесь общественные отношения, создавая постоянно атмосферу вражды и раскола. Народ неоднократно выступал против этой политики господствующих классов старого Китая и против гнета своих феодалов.
         Достаточно указать, что в течение XIX века в Восточном Туркестане имели место семь крупных восстаний (1814, 1816, 1825-27, 1830, 1847, 1857, 1864 гг.), направленные против господства маньчжурских феодалов. Главной движущей силой этих восстаний было уйгурское крестьянство, выступавшее с антифеодальными требованиями.
         Восстания жестоко подавлялись правящими классами цинского Китая, а положение национальных меньшинств оставалось по-прежнему крайне тяжелым.
         Страстно любящий свой народ и преданный своей родине, Билал Назым не мог быть посторонним наблюдателем борьбы народа против своих поработителей. Вместе со своим братом Джелалом он с оружием в руках вступил в ряды восставшего народа. После победы восстания 1864 года Билал Назым продолжал оставаться имамом в мечети, а также занимался перепиской ценных бумаг, старинных книг, рукописей и т. д. Таким образом, он зарабатывал себе на жизнь. В целом ряде своих газелей Билал Назым жалуется на свою бедность, на трудную жизнь. Прожил поэт более семидесяти лет, однако точная дата кончины и место погребения не известны. Некоторые данные говорят о том, что похоронен Билал Назым в городе Яркенде.
         В своих произведениях Билал непосредственно касается причин восстания народа, говорит о его тяжелой жизни, о безжалостном маньчжурском гнете. Говоря о маньчжурских притеснениях, Билал пишет, что люди были вынуждены отдавать своих детей вместо налогов, которые уплатить были не в состоянии. Эксплуатируемый и притесняемый маньчжурскими захватчиками, испытывая этот неимоверно тяжелый гнет, уйгурский народ, в конце концов, встал на борьбу за свое освобождение.
         Отрадно, что многие классики уйгурской литературы XIX века, и в первую очередь Билал Назым, не только своим творчеством, но и с оружием в руках боролись против китайских поработителей, были активнейшими участниками грандиозного восстания уйгурского народа 1864-1867 годов.
         Благодаря им, особенно благодаря Билалу Назыму, мы узнали о многих подробностях крупнейших антикитайских выступлений, о которых поэт рассказал в своей книге "Повесть о Назугум".
         "Если это письмо дойдет до вас вечером, то не дожидайтесь утра, если же оно дойдет утром, то не дожидайтесь вечера и немедленно казните ее",- такой приказ последовал из Пекина в ответ на вопрос губернатора Восточного Туркестана о судьбе одной из активных участниц восстания красавицы Назугум. Мы узнали об этом из замечательного произведения Билала Назыма, посвященного национальной уйгурской героине.
         Блестящий лирик, автор многочисленных газелей, многие из которых стали народными песнями, Билал Назым был поэтом эпического масштаба. "Повесть о Назугум" - это вдохновенное повествование в стихах и прозе о легендарной Назугум, рассказ о ее трагической судьбе, о ее самоотверженной борьбе за освобождение родного народа.
         Если "Назугум" - произведение новаторское для уйгурской литературы по своей форме, то другое произведение Билала Назыма - поэма "Чанмуза Юсупхан" совершенно необычно для нее по своему содержанию.
         Нам трудно себе даже представить, какую надо было иметь смелость в ту пору, чтобы, будучи самому религиозным деятелем, раскрыть всю алчность и ханжество, все лицемерие авантюриста Юсупхана.
         Третье крупное эпическое произведение Билала Назыма - это написанная в строго традиционном духе поэма "Китаби газат дар мулки Чин" ("Война мусульман против китайцев"), созданная в 1292-1293 годах Хиджры.
         Билал Назым в этой поэме, описывая голод и мучения крестьян, изнуренных непосильным трудом, в то же время был истинным оптимистом, его никогда не покидала мысль о лучшей жизни для народа. Он мечтал и верил, что придут времена, когда его родина избавится от тяжелого гнета. Он говорит в своих песнях: "Не плачьте, люди, выпавшее нам на долю горе устранится".
         Время - самый объективный и самый беспристрастный судья писателя. Только оно позволяет по-настоящему оценить его вклад в духовную сокровищницу народа. В истории уйгурской, как, впрочем, и всякой другой литературы, были поэты, чья слава гремела при жизни и ушла вместе с ними. Но были и такие, которые не знали иного счастья, кроме счастья борьбы, иной платы, кроме невзгод и лишений. Будучи истинными сынами народа, они твердо верили в правоту его борьбы, и смело отстаивали свои идеалы. Слава пришла к ним только после смерти, но это было уже бессмертие.
         Таким поэтом был Билал Назым - последний представитель уйгурской письменной литературы дореволюционного периода.



5 самых читаемых статей на этой недели:
Главная страница
Создать сайт бесплатно Яндекс.Метрика