Изим Искандеров
(1906-1969)
Изима Искандерова объединяет с Умаром Мухаммади не только идейно-тематическая близость их творчества, но и связывала личная дружба. В течение ряда лет эти два крупнейших деятеля уйгурской литературы шли бок о бок, поровну деля не только радости и муки творчества, но и нередко один ломоть хлеба. Похожи и их биографии: оба родились в 1906 году, оба учились в Ташкенте, оба в одном и том же 1926 году вступили на тернистый путь художественного творчества, опубликовав (Умар Мухаммади - в журнале "Кызыл окугичи", а Изим Искандеров - в журнале "Инкилапчи Шарк ") свои первые стихотворения, оба активно сотрудничали в газете "Камбагаллар авази", оба затем, после окончания института, учительствовали в школе имени Супи Зарватова, в Алма-Ате и Яркенде. И так вплоть до 1931 года, когда перестало биться пламенное сердце Умара Мухаммади.
Творчество Изима Искандерова -это логическое продолжение и дальнейшее развитие поэзии Умара Мухаммади. Ему свойственны тот же пафос, тот же оптимизм и целеустремленность.
Среди поэтов тридцатых годов Изим Искандеров - не только самый плодовитый, но и самый талантливый представитель уйгурской литературы. За десять лет художественного творчества поэтом было создано немало замечательных стихов и поэм, лучшие из которых еще в 1936 году были переведены на русский и казахский языки.
Неизменный участник почти всех коллективных сборников уйгурских поэтов. Изим Искандеров в 1934 году издал первый самостоятельный сборник "Челиш долкунлирида" ("В волнах борьбы"), который явился как бы итогом первого десятилетия его художественного творчества. Далее последовали сборники стихов и поэм "Хан-Тенгри" (1935 г.) "Сазим" ("Мой саз") и "Уйгур кизи" ("Девушка-уйгурка", 1936 г.), "Шеирлар" (Стихи", 1937 г.).
На этом творчество поэта вынужденно оборвалось и возобновилось лишь после двадцатилетнего перерыва.
Уйгурская поэзия периода двадцатых - тридцатых годов, периода своего зарождения и становления, отличалась романтическим пафосом, беззаветной верой в будущее, стремлением воспеть и приблизить его. Это была поэзия высокого оптимизма и гражданственности. И стихи Изима Искандерова тех лет - красноречивое доказательство этому.
Поэт пишет не только о жизни уйгурского кишлака, показывает не только трудовые будни уйгурского дехканина. Диапазон его творчества неизмеримо расширяется.
Поэт размышляет о тяжелой судьбе основной части своего народа, стонущего под сапогом китайских поработителей. Изим Искандеров уделяет много внимания этой тематике и, как поэт большого таланта, подходит к ней по-своему. В отличие от многих других уйгурских поэтов, Изим Искандеров не всегда прямо говорит о тяжелой жизни зарубежных собратьев, не всегда обращается к ним с прямым призывом к борьбе на лучшую долю. Порой поэт как бы размышляет над тем или иным явлением жизни, не называя его, прибегая к аллегорическим образам большой эмоциональной силы. Вот он спрашивает у горы Хан-тенгри, расположенной в Восточном Туркестане:
Боль в моем сознании горит Свежей потревоженною раной: Почему твой облик, Хан-Тенгри, Околдован сумрачным туманом? Увидав издалека твой стан, Мое сердце бьется все сильнее, Будто у позорного столба Бьют раба насильники-злодеи... Расскажи мне, древний и могучий: Как, чуждаясь тягостного света, Очернен волною тяжких туч, Ты проходишь через все столетья? Почему в подножии твоем Тополя желтеют раньше срока? Почему мне грустно об одном Шумят твои бурливые потоки?.. Их синяя холодная вода Не слез твоих ли горечь низвергает?
Не потому ль на склонах никогда Твои цветы не распускались к маю? Раскрой, двугорбая вершина, тайн своих
Глубокую и долгую правдивость! Свободный ветер сильные струи К тебе приносят из долин красивых.
Тучи разрывая над тобой, Новой жизни плещется прибой...
|