Касимжан Камбари - поэт, мыслитель и общественный деятель
Касимжан Камбари - видный поэт-мыслитель, искусствовед, активный общественный деятель, оставивший глубокий след в истории уйгурского народа. Касимжан родился в 1909 году в селе Буямат Атушского уезда Кашгарского округа Синьцзяна в семье ремесленника. До 14 лет юноша воспитывался дома, обучался в сельской школе. В 1923 году юноша уезжает в Советский Союз и поступает в Ташкенте на рабфак. Постоянное общение поэта с народной массой, с литературной средой способствовало укреплению его поэтических способностей.
В 1932 году после окончания учебы Камбари возвращается в Синьцзян, где под влиянием Великой Октябрьской Социалистической революции уже бушевало пламя революционной борьбы трудящихся за свою свободу и независимость.
В середине 30-х годов юный поэт начинает публиковать в местной печати боевые стихи под псевдонимом "Инак" ("Друг"). В это время он работает в культурно-просветительских организациях, являясь одним из организаторов местного кружка по развитию искусства уйгуров. Касимжан Камбари в 1936 году написал и поставил оперу "Герип- Санам", в которой сыграл роль Гарипа.
Развитие народного образования, литературы и искусства помогало росту политического сознания масс, вызывало беспокойство со стороны провинциального правительства. Среди десятков тысяч патриотов и просветителей, посаженных в тюрьмы, находился и Касимжан Камбари. В течение 7 лет он находился в заточении, в тюремных застенках городов Кульджи и Урумчи. Пытки, издевательства тюремных палачей не смогли сломить революционный дух Касимжана.
После освобождения из урумчинской тюрьмы поэт-мыслитель перебирается в Кульджу, чтобы начать работу по тайной подготовке революционных выступлений трудящихся. Во время национально-освободительной революции 1944-1949 гг. против гоминдановской реакции и продавшихся им феодалов, Касимжан не только участвует в борьбе за демократию, но и проявляет свои недюжинные способности. Как выражался сам поэт, в то время он в одной руке держал перо - писал революционные стихи, воодушевлявшие массы на борьбу против угнетения, в другой - разящий меч уничтожающий противника. В результате победы революции на освобожденной от гоминьдановцев территории была образована Восточно-Туркестанская Республика с временным революционным правительством. В его составе Касимжан Камбари занимал ответственные должности: был членом правительства, заведующим отдела кадров, руководил департаментами здравоохранения, образования и культуры.
В 1946 году после подписания мирного договора между ВТР и гоминьдановцами, Касимжан Камбари, как и другие ответственные деятели республики был направлен на работу в Южный Синьцзян. Он был назначен начальником Кашгарского округа. Но поэт недолго проработал на этой должности. Гоминьдановцы грубо нарушили мирное соглашение. Начались массовые репрессии против демократических элементов.
В 1947 году вместе с другими борцами за демократию Касимжан Камбари второй раз был заключен в тюрьму. На этот раз поэт - мыслитель находился в тюрьме более двух лет и был освобожден в октябре в 1949 года. Вернувшись в город Урумчи, Касимжан руководит деятельностью провинциальной культурно-просветительской организацией уйгуров и работает редактором газеты "Хакикат" ("Правда"). Известность поэта быстро перешагнула национальные границы, слава его растет. В 1950 году он назначается валием (начальником) Яркендского округа. В это время ярко проявились его способности как крупного политического руководителя и организатора. Касимжан Камбари занимается не только делами управления крупного округа, но и важными хозяйственными проблемами, вопросами развития национальной культуры, в частности литературы и искусства. Так например, в 1951 году он лично возглавил строительство 45-километрового канала в Яркендском уезде, понимая, какое значение имеет оросительная система для развития сельского хозяйства. По свидетельству сына Касимжана, (сын - Назым Камбари в настоящее время проживает и работает в г. Бишкеке) воодушевленный трудовой активностью дехкан в сооружении канала поэт написал поэму, посвященную этому важному событию.
Касимжан Камбари, выражая устремления широких трудовых масс, воплощал в своем творчестве мечту лучших людей народа о светлом будущем. Радость жизни, бьющаяся через край, успехи национально-освободительной революции трех округов на севере Синьцзяна отражали оптимистическое мироощущение поэта. Понимая социальную роль литературы, ее неисчерпаемые богатства, поэт постоянно искал пути приобщения читателей, особенно молодежи к этим богатствам.
Особая организация стиха помогает воспитывать любовь читателя к родной земле, внимания к внутренним порывам человеческой души, без чего немыслимы истинный патриотизм и гумманизм. Он первым из поэтов создает художественный образ уйгурской девушки - Ризвангуль Хашимовой (1926 - 1945) - героини национально-освободительной революции, вспыхнувшей в Илийском крае Синьцзяна. Добровольно уйдя на фронт, Ризвангуль служила медсестрой, участвовала в боях с врагами, оказывала помощь тяжелобольным бойцам.
В одном из боев спасая тяжелобольного бойца, Ризвангуль сама была ранена в голову и погибла. Стихотворение "Медсестра" пронизано не только болью и горечью, но и стремлением пробудить у читателя высокие патриотические чувства, чувства ответственности перед народом, перед Родиной, историей.
Поэтические произведения Касимжана Камбари занимают почетное место в уйгурской литературе. Посвященные большим философским проблемам века, они воспитывали читателя в духе активного гумманизма, бескомпромиссного отрицания социального зла. Легендарный или исторический сюжет не мешали поэту находить важные и точные слова, обращенные к современникам. Касимжан сделал больше других, чтобы упразднить границу между искусством и действительностью, между отдельно взятым человеком и огромным человеческим коллективом, именующим себя человечеством.
Заслуженный деятель науки Член.корр. НАН КР., проф. А. Нарынбаев
7.03.2007
|