Садыр Палван (1798-1872)
Родился Садыр Палван в бедной дехканской семье в 1798 году, в селении, расположенном неподалеку от Кульджи. В те времена уйгуры, поживавшие в Кашгаре, были насильно переселены маньчжурами в долину реки Эли, и все население было поделено на группы по сто семей в каждой. Эти каждые сто семей составляли одно поселение, а во главе каждой сотни стоял избранный народом староста, по имени которого и называли основанное поселение. Ввиду того, что старостой села, где родился Садыр Палван, был некто Мулла Тохты, то и село стало называться Мулла Тохты юзи, т. е. сотня Муллы Тохты.
Рожденный в бедной дехканской семье, Садыр с раннего детства познал тяготы и, уже совсем юным вступив на путь борьбы за освобождение своего народа, до конца жизни не складывал оружия. Правда, он стоял на неверных позициях в методах борьбы, был сторонником индивидуального террора и потому много лет провел в одиночестве, скрываясь в горах и уничтожая ненавистных народу правителей. И только к концу жизни Садыр Палван понял необходимость организованной борьбы, и это привело его в ряды восставших в 1864 году дехкан. Став одним из руководителей восстания, когда ему было уже за шестьдесят, Садыр показал беспримерный героизм солдата и замечательные способности полководца. Благодаря его тактическому умению и военной хитрости была взорвана стена в крепости Баяндай, которая была взята штурмом, что означало победу восстания. Много раз Садыр Палван подвергался аресту со стороны маньчжурских чиновников, и каждый раз ему, благодаря поддержке народа, удавалось совершать побег из тюрьмы. Народ всегда скрывал его, помогал ему и слагал о нем легенды, потому что знал, что Садыр Палван борется за народное счастье. После победы восстания 1864 года среди руководителей началась грызня за власть. Видя все это, Садыр отошел от политической деятельности. Он скончался в довольно преклонном возрасте в 1872 году.
Садыр Палван был не только полководцем и борцом, сражавшимся с оружием в руках за освобождение своего народа. Он обладал незаурядными поэтическими способностями и, будучи абсолютно неграмотным, сумел, благодаря своему многогранному таланту, создать десятки песен, которые до сегодняшнего дня живут в народе. Поэт создал произведения, насыщенные идеей борьбы, показывающие тяжелую жизнь народа.
Борясь против маньчжурского чиновничества и своих уйгурских феодалов, Садыр Палван никогда не выступал против простых людей, независимо от их национальной принадлежности. Он не знал чувства национализма, среди его друзей и соратников по борьбе были не только уйгурские джигиты, но и казах Есбол, монгол Доглан и многие другие.
Садыр Палван видел, что маньчжурские правители угнетают не только уйгур, но и свой народ, и потому в борьбе против них он выступал вместе с бедняками-маньчжурами, вместе с ними перенося все тяготы и лишения.
В истории каждого народа и каждой литературы те или иные деятели занимают определенное место. Одни выдающиеся люди становятся основоположниками литературы, другие - политические деятели - занимают место в истории государства. Отличительная черта Садыра Палвана заключается в том, что он соединил в себе оба эти качества. Являясь и певцом и полководцем уйгурского народа, он сумел сыграть огромную роль и в государственной и в культурной области.
Садирниң йеңи тепилған қошақлири
Сепилни тешип чиқтим,
Көзимни ечип чиқтим.
Аймақларни җәмләшкә
Тағларға қечип чиқтим.
| Оғул балимән Садир,
Нәгә барсам, йолум бар.
Молла Билал алдида
Оң көксүмдә қолум бар.
|
Кимгә ейтай дәртләрни,
Аңлар барму гәпләрни?
Садир нахшиға қатти,
Жиғип қойған "хәпләрни".
| Егиз һаваниң қуши,
Ялғуз ташни халайду.
Жиғлимаңлар, қериндашлар,
Өлтүрмәйду, палайду.
|
Отқа кирсәм, от рәстә,
Таққа чиқсам, тағ рәстә.
Көзүмни ачқанларни
Дайим тутимән әстә.
| Күрәгиму қамалдим,
Қумулғиму паландим.
Нийитим халис мениң,
Һәр җайда аман қалдим.
|
|
5 самых читаемых статей на этой недели:
|
|
|
|