Главная страница
Turkolog simpoziumi
Уйгурский народ - приоритеты национального развития
Тезисы выступления Нурмухаммеда Кенджи
(Заместитель Председателя Ассамблеи народа Кыргызстана,
Председатель общества уйгуров Кыргызстана “Иттипак”)
на II Международном симпозиуме тюркологов
(г. Стамбул, Турция, 21-23октября 1996 года)

Во имя Аллаха, милостивого и милосердного!
Ассаламу-алейкум уважаемый Президиум,
высокие участники конференции,
дорогие соотечественники!
Итоги и реалии

         Подходит к концу XX столетие - век, подававший столь великие надежды и принесший миру жесточайшие потрясения. Сегодня, как и сто лет назад, человеческое сообщество раздираемо войнами и распрями, одни народы угнетают и уничтожают других. Рядом с величайшими прорывами разума, примерами тонкой политической соорганизации сосуществования людей, миром супертехнологий и комфорта - соседствуют нищета и отсталость, войны и межнациональная рознь, имперская бесцеремонность одних и бесправие других народов. В мире, как и сто лет назад, нет справедливости. В центре внимания участников нашей научной конференции - судьба уйгуров. Историческая судьба любого народа, населяющего мир полна взлетов и падений, расцветов и упадков. Но нашему народу Аллах послал необычный, уникальный путь. Мало осталось на Земле тех, с кем начинали свое долгое восхождение к будущему уйгуры. Мало осталось на Земле тех, чей разум, воля и труд гранили фундамент человеческой цивилизации, самые его основы, закладывая в тогда еще едва просматриваемый контур человеческой культуры прообразы духовности, хозяйственного миропорядка, демократии, достойные зрелых сообществ.
         Но также верно и то, что мало осталось на Земле народов, чей культурный, духовный багаж был бы столь весом, но и столь же недоступен самим его создателям. Из ныне живущих, лишь уйгурам выпала горькая доля познать столь унизительную и страшную по своей жестокости пропасть между могучей государственностью и положением неугодного, едва терпимого гостя на последнем клочке своего собственного дома, своей собственной земли. Из ныне живущих лишь уйгурскому народу выпала горькая участь восхождения к своему величию не в будущее, а в прошлое. У нас, уйгуров сегодня трудные времена. Мир безжалостно проходит мимо, с высокомерием считая нас цивилизацией, чье время давно уже прошло. Мы сами, испытав в очередной раз в середине этого столетия очередной - бессчетный уже! - удар судьбы, близки к историческому разочарованию, утрате воли к будущему, веры в свою звезду.
         Оснований для пессимизма сегодня очень и очень много.
         В следствие ряда исторических причин и событий складывается реальная угроза обеднения, размывания, ассимиляции таких базовых оснований национального самоопределения как язык, своя письменность, обычаи и традиции, национальный уклад жизни, культура, менталитет, национальное самосознание. Как показывают исследования (По оценкам экспертов), до 40 % уйгуров, ( я беру в среднем по народу, не связывая с местом проживания), не могут читать, а 20 % не могут даже разговаривать на родном языке. И уж совсем ничтожна доля тех, кто в состоянии понимать древнеуйгурский язык, на котором запечатлены величайшие достижения уйгурской культуры. Сегодня в мире, по некоторым оценкам свыше 600 тысяч этнических уйгуров по доброй или недоброй воле причислены к другим национальностям. Не буду говорить о других странах, но у нас, в Кыргызстане, еще несколько лет назад люди боялись признаться в том, что они уйгуры, рискуя лишиться возможности хорошего образования, нормальной трудовой карьеры. И даже сегодня, когда многое изменилось к лучшему, все еще для 55-ти тысячного уйгурского населения Кыргызской Республики нет ни одной государственной уйгурской школы. Изменились социально-деятельностные ориентации уйгурского общества и система соответствующих ценностей. Прежде всего, утеряна являвшаяся отличительной характеристикой уйгуров и важнейшим ресурсом развития нации, критерием ее места в мировом сообществе ориентация на интеллектуальную деятельность.
         Нет возможности привести достоверные данные в целом по уйгурскому народу, но даже среди уйгуров, проживающих в республиках, ранее входивших в Советский Союз, несмотря на относительно высокий уровень его образовательной системы, число имеющих высшее образование составляет 1-2 на каждую 1000 человек, что соответствует лишь последнему месту в мире. Крайне малочисленна национальная интеллигенция. В результате отсутствия достаточного слоя интеллигенции, неоднократных не по своей воле переходов с одной письменности на другую нарушена или прервана культурная преемственность поколений. Исчезли философские школы, культурные центры, центры литературного творчества. У народа, первым напечатавшего книгу исчезло даже собственное книгоиздание. В своей основной части народ оказался вне возможностей использовать даже достижения своей собственной истории и культуры из-за закрытости архивных хранилищ, книжных и других литературных фондов как в СУАР, так и в СНГ, затрудненного доступа к западным центрам, библиотекам.
         Тяжелыми последствиями чревато и то, что народ оказался в зоне затрудненного доступа к достижениям мировой цивилизации, особенно к сферам образования, науки и производства, определяющим социальный прогресс. В частности, к информационным системам электронной связи, современным образовательным системам Запада и Востока, современным технологиям во всех отраслях хозяйства. Нет связи, обмена уйгурских специалистов, ученых с различными международными организациями, содействующими научному, культурному обмену (тюркологических, бизнесменов, женских, молодежных конференций, семинаров, программ стажировки). Нет доступа к подготовке военных специалистов, специалистов космической промышленности. Нет уйгурских специалистов в международных финансовых структурах, способных наладить эффективную национальную финансовую систему. Народ, некогда славившийся талантливыми управленцами, сегодня лишился и этой многовековой культуры. В тех же республиках СНГ доля уйгуров, занятых в управленческой, административной сфере в несколько раз ниже их доли в общем числе населения. И такой перечень можно продолжать бесконечно.
         Большую тревогу вызывает то, что нарастают процессы размывания ареала проживания уйгуров. Вследствие выезда уйгуров из Китайской Народной Республики, ассимиляторской политики китайских властей, сокращения площади благоприятных или даже вообще пригодных для проживания земель в Таримской зоне, вызванной социально-экономическими причинами миграции уйгуров из республик Центральной Азии в другие страны, прежде всего на Запад, в Турцию, арабские государства. Снижается компактность проживания уйгуров, которая всегда была одной из важных народообразующих черт. В условиях низкого уровня коммуникационных возможностей это приводит к утрате национальных традиций и обычаев, языка и просто общения. Одним из важнейших последствий всех этих процессов является утеря ощущения единства нации, осознания общей проблемы, необходимости единого движения. Это сказывается как на национальной идеологии и психологии, так и на национальном движении. В уйгурской среде все большее влияние приобретает идеология личного обогащения, примата материальных ценностей над духовными, на передний план выходят физиологические, а не культурные потребности, преобладает в повседневной жизни показуха обеспеченности, расточительность средств. Ослабилось чувство солидарности и взаимной поддержки, выгодно стало прислуживать более сильным, титульным нациям государств проживания.
         У уйгуров, бывших в свое время распространителями религиозного духа и культуры буддизма в Китае, Монголии, вплоть до Кореи, проводниками просвещения, грамотности, науки управления государством утеряна ориентация на миссионерскую деятельность.

Надежды и пути

         Каждому здравомыслящему человеку ясно, что если не остановить, если не переломить ход этих процессов в уйгурском народе, то нация встанет на грань исторической пропасти, откуда уже не будет возможности возврата. Не сегодня - завтра для уйгурского народа наступят необратимые последствия исторической спячки, исторического регресса. Возможность прорыва, шага развития будет утеряна навсегда. И нас ждет судьба тех десятков и сотен этносов, о которых мы сегодня лишь читаем в исторической литературе, восторгаясь их достижениями и печалясь об их исчезновении. Наш принцип веры и точка зрения состоит в том, что в этот критический момент историческое предназначение тех, кому дорога судьба уйгуров, кто хочет продлить ее в будущее, заключается в необходимости ответить на вызов времени, найти, предложить народу идеи и пути, способные возродить национальный дух, востребовать и развернуть тот огромный, ныне законсервированный духовный, культурный потенциал, который создан веками неустанной работы умов, сердец и рук наших предков. Его силой, подобной силе добротно закаленной, веками сжимавшейся пружины, мы можем и должны обеспечить прорыв на острие развития мирового сообщества, прогресса человеческой культуры.
         Мы считаем, что неотложной задачей сегодняшнего дня является разработка принципов, базовых идей, стратегии, основных направлений и форм работы, в своей совокупности способных обеспечить выполнение главной задачи - осуществить реальные изменения в историческом процессе, направленные на переход уйгурского общества в состояние ускоренного развития на основе исторического самоопределения, самосознания своего места и роли, видения своего будущего в сообществе народов мира. В основу программы национального развития должны быть положены не формальные, ситуативно-политические, исторически-амбициозные и другие преходящие основания, а главная ценность - сохранение и развитие уйгурского народа, его самобытности, культуры, исторически накопленного потенциала, культурных и духовных ценностей, приобщиться к достижениям цивилизации, прогрессу, выработать умение жить как целое, единое сообщество независимо от государственных границ.
         Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что работа по национальному развитию будет иметь успех только в том случае, если она будет базироваться не на - пусть даже самых прекрасных - интенциях, а на реалиях, как бы не были они неприятны. А эти реалии состоят в том, - что уйгурский народ не имеет своей государственности, - что уйгуры живут на территории нескольких существующих сегодня государств, - что международное право в его сегодняшнем виде закрепляет существующие границы государств и противостоит их изменению, - что ни одно из государств, на территории которых живут уйгуры не собирается уступать ни клочка своей территории и будет всеми силами бороться со всякими попытками государственного самоопределения уйгуров, - что изменение этой ситуации возможно только, как результат длительного процесса трансформации международного общественного и правового сознания. Участники нашей конференции, анализируя положение Восточного Туркестана в современном мире и его системе отношений, ситуацию в самом этом регионе, всесторонне раскрыли и обосновали, показали плоть этой реальности, все ее сложность и проблемность. В особенности, выступления профессора, доктора - Кемаля Карпата, Председателя турецкого нефтяного фонда - Айдин Болака, профессора, доктора - Ахата Андижани для нас очень важны в понимании ситуации и развертывания работы по обеспечению национального развития.
         Если говорить крупно, то сегодня есть два основных подхода к проблемам национального развития. Сторонники одного из них, наиболее распространенного, считают, что главное - добиться той или иной ценой, (здесь подходы разные), государственности, а уж затем думать о народе, его развитии. Другие, не верящие в возможность обретения (по крайней мере в обозримом будущем) государственности, считают, что вообще не надо специально ставить вопрос о национальном развитии, оно будет обеспечиваться само собой в контексте мирового развития вообще. Мы думаем, что, с одной стороны, нельзя ничего не делая, уповать на чудо, надеяться, что ход событий как-нибудь сам по себе не даст уйгурскому народу пропасть и, с другой стороны, нельзя, увлекшись стремлением любой ценой бороться за уйгурскую государственность, отложить “на потом”, на будущее проблемы собственно положения и развития нации. Изменение существующей ситуации может быть только результатом кропотливой, настойчивой, повседневной и всесторонней работы по формированию национального потенциала во всех сферах.
         Фундамент работы по национальному развитию должны составлять пять векторов, пять составных частей, пять базовых основ, пять деятельностных зон:

  1. Формирование экономической системы общества и экономических основ национального развития
  2. Создание общенациональной культурно-исторической концепции и идеологии
  3. Создание общенациональной информационной системы
  4. Создание общенациональной системы образования и подготовки кадров
  5. Создание общенациональной политической системы.

         1. Для любого из тех государств, где сегодня проживают уйгуры оказание не только необходимой и достаточной, но и хотя бы сколь-нибудь существенной поддержки национального развития уйгуров является серьезной проблемой. Все эти страны, их народы сами переживают период больших трудностей, трансформации экономики, страдают низким уровнем жизни и показателями человеческого развития. Между тем, преодоление отставания и застоя во всех сферах жизни потребует формирования мощной ресурсной базы и, соответственно, экономической системы, способной обеспечить создание экономических основ национального развития. Коренные изменения, происходящие в экономике бывших советских республик Центральной Азии, новый экономический курс Китая создают самые благоприятные возможности для такой работы, поскольку очевидно, что она будет базироваться на возможностях международного сотрудничества, транснациональных экономических структур. Учитывая благоприятность существующего здесь рынка товаров и рабочей силы, а также колоссальный опыт работы в этих условиях уйгурских бизнесменов, можно говорить об уникальном шансе для мощного экономического рывка и выхода на мировые параметры экономической деятельности.
         2. Второй из важнейших зон работы является формирование концептуальных оснований национального развития и на их основе - новой национальной идеологии. Общенациональная культурно-историческая концепция - это стержень, ядро, вокруг которого может объединиться уйгурский народ, обретя новую историческую цель, новое понимание своего места и роли в мировой цивилизации. Безусловно, выработка такой концепции - не кабинетный акт и не умозрение отдельных уйгурских мыслителей. Это квинтэссенция всей народной мудрости, результат критического, без присущего нам порой довольства и самолюбования, осмысления всей истории уйгуров, философская суммация многовековых интеллектуальных свершений уйгурской мыслительной школы. Задача огромной трудности. Она потребует создания и организации работы ряда научных школ, формирования некоторого прообраза уйгурской Академии, не как сообщества чиновников от науки, а как центра, объединяющего уйгуров-мыслителей, уйгуров-ученых. Она потребует создания специальных центров, которые бы изучали и делали достоянием всего общества богатейшее культурное наследие уйгуров, разбросанное ныне в своих памятниках по всему миру.
         3. Решающим условием прорыва к передовой линии мирового развития является формирование полноценного, эффективно построенного национального информационного пространства посредством создания собственных национальных информационных систем регионального и глобального типа. В условиях территориальной разбросанности и низкой информационной обеспеченности районов проживания уйгуров, без создания мощных и разветвленных каналов прохождения информации, центров информационной работы во всех регионах проживания невозможно обеспечить нормальное функционирование всех общественных систем, невозможно обеспечить вовлечение всех уйгуров в активную работу по национальному строительству. Особенно важно обеспечить овладение современными информационными технологиями молодежью, детьми, создав для этого возможности в каждом учебном заведении, населенном пункте, где проживают уйгуры. Сама жизнь, условия существования нашего народа толкают к тому, чтобы уйгурское общество стало одним из самых информационно обеспеченных.
         4. Проблема подготовки кадров вообще становится самой ключевой и определяющей во всей нашей работе. Нельзя в этом смысле переоценить ту работу, которую проводят наши ведущие общественные деятели за рубежом, обеспечивая ценой невероятных усилий все больше и больше возможностей для подготовки уйгурской молодежи в ведущих учебных заведениях наиболее развитых стран. Их стараниями формируется решающее звено будущей общенациональной системы образования и подготовки кадров. В то же время очень остро ощущается потребность в подготовке, издании и доведении до мест учебной, художественной, специальной литературы на уйгурском языке, в первую очередь для детей и молодежи. Здесь также трудно рассчитывать на достаточную помощь правительств государств проживания. Даже при желании помочь, средств на культуру и образование у них не хватает. Мы думаем, что на этот счет необходима специальная международная программа под эгидой ООН и ЮНЕСКО и намерены в ближайшее время представить в эти организации развернутые предложения.
         5. За последние годы, в основном за счет Центральноазиатских республик, входивших в бывший Советский Союз, начала складываться система общественной самоорганизации уйгурского народа. В этих пяти странах сегодня уже действуют 10 зарегистрированных уйгурских организаций, еще три по тем или иным причинам не зарегистрированы. И если первоначально, на первом этапе, создавались лишь единые национально-культурные объединения или сугубо политические организации, то сегодня число национальных общественных организаций растет и образуются они по самым различным признакам. И это очень важно, поскольку формируются общественные структуры, накрывающие разные сферы общественной жизни, разные слои населения, выражающие разные интересы: от политических до культурно-познавательных. Все они есть реальная ткань общественной структуры уйгурского народа. Они должны все более и более наполняться содержанием, отрабатывать механизмы участия уйгуров в жизни своего народа, механизмы демократии, общественного самоуправления.
         Это и есть путь создания общенациональной политической системы, выращивания ее не на амбициях и надуманных схемах отдельных политических лидеров или людей, желающих таковыми стать, а на реальной почве народа. Думаю, что таким путем мы непременно придем к общенациональному политическому единству, сформируем отряд национальных лидеров, пользующихся реальной поддержкой и доверием народа. Особого внимания заслуживает развитие и укрепление связей между национальными уйгурскими организациями СУАР и зарубежных диаспор. Сегодня таких контактов и совместной работы практически нет. Это положение должно быть изменено. У нас огромное пространство для совместной работы и надо его осваивать несмотря на имеющиеся трудности и предубеждения. Считаю, что нужно продолжить практику проведения курултаев, обогатить ее за счет все более широкого числа участников, все более легитимного представительства местных уйгурских сообществ. Мы готовы обсудить с китайскими властями возможность проведения всеуйгурского курултая и в СУАР, сосредоточив в ходе его внимание, скажем, на проблемах дальнейшего развития образования и культуры уйгуров.
         Таким образом, не кавалерийские наскоки, не политическая возня, а всесторонняя “черновая” работа по формированию основ национального развития - таков базовый путь национального движения, его главная задача и содержание. Уйгурский народ имеет исключительную по значимости, богатству, потенциалу историческую базу для развития. Это древняя и самобытная история, духовные ценности многих религий, культура, взращенная на стыке трех цивилизаций. И мы обязаны быть достойными своих предков, суметь использовать свое наследие, раскрыть потенциал народа, вывести его историю на новый мощный виток. В этом - достойный смысл жизни, движущая сила всех наших дел.
         Таково повеление Аллаха! Заканчивая свое краткое выступление, я хочу особенно поблагодарить организаторов настоящей научной конференции, этой столь авторитетной встречи крупных ученых и политических деятелей, таких как Мухаммед Хафиз заместитель Генерального секретаря Всемирной Лиги мусульман (Рабита), профессор, доктор - Мехмет Сарай, профессор, доктор - Невзат Ялчинташ, профессор, доктор - Туран Язган, известный исследователь, писатель - Музаффар Оздаг, профессор, доктор - Мустафа Кафалы, профессор, доктор - Мехмет Тутунджу, профессор, доктор - Абдулкадыр Донук. И выразить уверенность в том, что материалы конференции с огромным интересом будут восприняты во всем мире и прежде всего в уйгурском народе, а также надежду иметь столь большое удовольствие встретиться еще со столь крупными людьми, само общение с которыми принесло мне огромную пользу, за что я от всего сердца благодарю всех участников конференции. Пусть Аллах пошлет вам благополучие!



5 самых читаемых статей на этой недели:
Главная страница
Сайт управляется системой uCoz