Главная страница
Milliy kongress
Три взгляда на уйгурские проблемы
Выступление директора Уйгурского информационно-проектного
центра по центральной Азии
Нурмухаммеда Кенджи
на III –ем Национальном Конгрессе
Восточного Туркестана (Уйгурстана)
(Здание Европарламента, г. Брюссель, Бельгия, 17 октября 2001 г.)

Уважаемые господа!
Дорогие соотечественники!

         Если говорить о всех уйгурах, а не только о тех, кто живет вне пределов Родины, то существует три различных позиции в отношении к китайскому государству.
         Первая – это позиция большинства уйгурского населения, проживающего в Синьцзян-Уйгурском автономном регионе Китая. Они обеспокоены китайской этнической экспансией на Северо-Запад, особенно в сфере разработки ресурсов в этом богатейшем регионе, засильем чиновников-китайцев. Серьезно беспокоят уйгурское население и вопросы экологии.
         Но для, повторяю, большинства уйгуров, живущих на Родине, вопрос не стоит так, как он заявлен в теме нашей конференции. Да, есть проблемы в отношении с китайской администрацией, считают они. Но они не настолько критичны, чтобы вести народную войну за освобождение Уйгурстана. Наиболее последовательно эта позиция выражается уйгурскими лидерами, являющимися официальными представителями власти в округе. Они ведут речь о привлечении национальных ресурсов для развития края, защите окружающей среды, создании равных возможностей для всех этнических групп и особенно для коренного населения этих мест, пытаются укрепить и расширить этническую автономию.
         Вообще, как человек, поживший часть своей жизни в государстве с коммунистической системой, могу сказать, что люди, живущие внутри ее, как правило, не воспринимают ее критически. Для них это обычная, привычная жизнь в которой много проблем, связанных с тем, как прокормить семью, дать образование детям, успешно вести свое дело, но среди них явно нет проблемы “освобождения от коммунистической оккупации”. Само понятие “свободы” относительно.
         То, что воспринимается западным миром и подается в западных средствах массовой информации как чуть ли не геноцид уйгурского народа, зачастую не вызывает такой же реакции у самого уйгурского населения, если вообще вызывает какую-либо реакцию.
         Такова реальность для одних.
         Другие – как правило, это эмигранты, причем эмигранты, живущие в дальнем, по отношению к Уйгурстану, зарубежье – обладают обостренным восприятием проблемы свободы уйгурского народа. Восприняв стереотипы представлений о свободе западного общества, подышав здесь этим воздухом, они уже не могут мириться с тем, что происходит на Родине. Большинство этих моих соотечественников полагают, что приемлемы все, даже крайне радикальные средства для того, чтобы добиваться независимости и государственности для уйгурского народа. Они, даже не считаясь с господствующими ныне международными правовыми нормами и вопреки им, требуют сепарации Уйгурстана от Китая.
         А поскольку Китай является коммунистической страной, то это активно используется всеми антикоммунистическими силами и представляется ими как борьба с коммунизмом. Думаю, что если бы в Китае было не коммунистическое правление, и он был бы членом мирового экономического клуба, то многие из тех, кто сейчас поддерживает уйгуров, этого бы не делали. Пример курдов, ирландцев, басков и многих других народов, добивающихся своей государственности, нам это хорошо подтверждает. И тогда всех нас, присутствующих в этом зале, называли бы международными террористами.
         Я принадлежу к группе людей, уйгуров, которые придерживаются третьей линии. Ее базовые принципы предельно просты: есть единственная главная ценность и главная цель – обеспечить выживание и развитие уйгуров - древнего народа, внесшего неоценимый вклад в историю человечества, развитие цивилизации и являющегося достоянием человечества. В этом состоит наша, ныне живущих уйгуров, историческая миссия.
         Все остальные цели только тогда должны вести за собой народ, если они способствуют достижению этой главной цели, если их реализация служит интересам уйгурского народа, его этнического развития.
         Второй важный наш принцип – уйгурский суверенитет. Мы имеем ввиду не просто суверенитет как государственный, а нечто более высокое - суверенитет как национальный.
         Мы, уйгуры, жили и живем на землях, принадлежащих ныне, волей исторических обстоятельств, нескольким государствам. Все эти страны разнятся по своим политическим и экономическим системам, условиям и уровню жизни, отношением к проблемам уйгурского народа. Для нас интересы уйгурского народа как целого являются приоритетными перед интересами тех государств, в которых они проживают.
         Это означает, что мы поддерживаем и будем поддерживать политику этих государств, если она служит интересам уйгурского народа, его развития или создает для этого необходимые условия. И наоборот, мы будем против, и если надо, в любой резкой форме, тех намерений и действий местных властей, которые направлены против уйгурского народа, препятствуют сохранению и развитию его идентичности.
         Исходя из этой логики, мы, например, предложили китайским властям реализовать целую серию проектов, ориентированных на поддержку этнического развития уйгуров. И удовлетворены тем обстоятельством, что нашли понимание.
         Уже начаты работы по созданию общеуйгурской информационной сети в Центральной Азии, принято решение о создании уйгурских школ в странах - соседях Китая, проведении в Урумчи встречи лидеров уйгурских общественных организаций стран Центральной Азии, обсуждаются вопросы организации ряда совместных бизнес-проектов, издания национальной литературы на уйгурском языке для детей, расширения культурного обмена.
         Это только первые шаги. Мы убеждены, что за ними последуют и другие.
         Мы считаем необходимым поставить эту работу на долговременную основу. Это можно сделать за счет создания постоянно действующей рабочей группы при Правительстве Синьзяно-Уйгурского автономного региона, включающей в себя представителей уйгурских организаций всех стран Центральной Азии и, возможно, дальнего зарубежья.
         В свою очередь, за рубежом мы ведем работу по созданию Международного уйгурского Фонда поддержки программ развития, Центральноазиатского Союза уйгурских организаций, то есть формированию организационных механизмов для общеуйгурской консолидации, совместного участия в вопросах развития нашего народа, улучшения его благосостояния, развития уйгурской науки и культуры.
         К сожалению, в государствах–соседях Китая существует сложившийся стереотип: если уйгурское, значит антикитайское. В последние годы, после нормализации и укрепления отношений стран Центральной Азии с Китаем, успешного решения пограничных вопросов и даже начала формирования совместной системы безопасности в рамках Шанхайских договоренностей, руководство этих стран ведет по отношению к уйгурам политику, основанную именно на этом стереотипе. Мы на практике сталкиваемся с тем, что любое действие в поддержку уйгурского национального развития может быть тут же расценено как попытка сепаратизма, как антикитайское, а за любыми действительно антикитайскими действиями ищут уйгуров.
         Это явление представляется нам сегодня наиболее серьезной опасностью для уйгурского национального движения и для народа в целом. Особенно опасно это сегодня, когда мировое сообщество после ужасающих трагедий в Соединенных Штатах Америки активно ищет пути борьбы с международным терроризмом и самих террористов. Нельзя превратить это в охоту на ведьм. Нельзя, вешая на целые народы ярлык “террористов”, вести по отношению к ним дискриминационную политику. И на это мы хотели бы обратить внимание международной и западной общественности, обеспокоенной судьбой уйгурского народа.
         Нас серьезно беспокоит характер миграционных процессов среди уйгуров. Очевидно, что ни одно из государств Азии, где проживают уйгуры, по экономическим причинам не является привлекательным. Поэтому с каждым годом все больше и больше уйгуров стремятся уехать в развитые страны, покидая свою Родину. Как правило – это наиболее социально активная, энергичная часть народа. Это либо молодежь, либо успешные предприниматели. Сама по себе миграция не является однозначно негативным фактором. Но, смотря в каких условиях.
         Нелегальный характер миграции, отсутствие систем и служб поддержки, нередко резко враждебное отношение к мигрантам превращают миграцию из блага, из надежды на лучшее в трагедию народа, его геноцид.
         У себя в Кыргызстане мне хорошо видно, как все более растет и крепнет движение уйгурской молодежи к образованию. Ежегодно десятки и десятки молодых уйгуров приезжают в Кыргызстан из Китая в надежде получить возможность высшего образования в Кыргызстане, России, на Западе. Их не удовлетворяет качество образования на родине, не всегда свободен и доступ к нему.
         С точки зрения будущего уйгурского народа это сегодня решающая точка. Если мир не в состоянии дать нам самим возможность учить своих детей в своей стране, то мы вправе, по крайней мере, потребовать от мирового сообщества предпринять эксклюзивные усилия для обеспечения доступа уйгурской молодежи к качественному образованию мирового уровня. ЮНЕСКО, другие международные организации, многочисленные общественные фонды сегодня предоставляют образовательные преференции для стран, имеющих проблемы с развитием. Но в этих странах есть хотя бы государственные обязательства в части образования населения. У нас такой возможности нет.
         Мировые и общеевропейские международные структуры могли бы инициировать и реализовать специальную программу “Образование для народа”, предусматривавшую бы специальный ежегодный квотный пул в крупнейших университетах Европы и Америки для уйгурской молодежи, хотя бы на ближайшие 20 лет.
         На наш взгляд большую помощь в образовательной поддержке могло бы сыграть создание Уйгурских образовательных центров во всех странах, где проживают уйгуры. В первую очередь это важно для стран Центральной Азии, где уйгуры проживают большими компактными группами. Имея неограниченный доступ в Интернет, центры стали бы не только информационными окнами в мир, но и позволили бы организовать дистантное обучение молодежи. Вокруг этих структур можно было бы сконцентрировать изучение уйгурской истории, культуры и, конечно же, языка. По нашим оценкам создание такой общеуйгурской информационно-образовательной сети потребовало бы не более полумиллиона долларов, что, в общем-то, не является проблемой для многих западных фондов.
         Может быть прозвучит парадоксально для этой аудитории, но я хочу сказать, что в Китае уже давно нет коммунистического режима. Пожалуй, единственное, что еще напоминает о нем, кроме парткомов, это всевластие государства, приоритет государственных интересов над интересами отдельного человека. Но такой тип общественного устройства характерен не только для коммунистического общества, это скорее вообще тип устройства восточных, так называемых закрытых или традиционных обществ. В этом смысле Китай остается Китаем, каким он был тысячелетия. Можно из европейского захолустья или с берегов Потомака ругать эту систему, но не надо забывать, что она позволила китайскому народу выжить все эти тысячелетия в отличие от многих других, кто ушел в небытие, и сохранить свое величие и численное превосходство на планете. Никто не знает, долго ли еще продержится демократия американского типа. Уже сегодня, спустя всего триста лет, она начинает проявлять признаки болезни, которые некоторые относят даже к симптомам конца. И с этих позиций, по меньшей мере, нелепо учить Китай как жить. Скорее всем остальным надо думать, как им жить с Китаем и с Востоком вообще.
         События происходящие после 11 сентября показали, что никто на планете не имеет права считать себя высшим судьей или господином других народов. Новый мировой порядок будет строиться не на праве сильного, а на признании равного права любого народа в международных отношениях. Альтернативой этому может быть только глобальная война. Полагаю, что давать себе в этом отчет должны и в Китае, и в Америке, и в России, и в любой другой стране, которая думает о своей особой роли в судьбах мира. Особая роль состоит в том, что крупные, сильные, могущественные государства должны нести большую ответственность за судьбу других народов, а не считать их не более чем “зоной своих интересов”.
         Хочу пожелать всем нам с уважением относиться друг к другу, научиться понимать друг друга, научиться помогать друг другу.



5 самых читаемых статей на этой недели:
Главная страница
Сайт управляется системой uCoz