Восстание 1864 года в Восточном Туркестане

Дмитрий Иванович Тихонов

Восстание в Кучаре

Военный поход маньчжурской династии, предпринятый в 1755 г. на запад для подавления восстаний в западных провинциях, закончился окончательным присоединением в 1759 г. обширных территорий Кашгарии и Джунгарии к китайской империи. Китайские войска проявили чрезвычайную жестокость при покорении новых областей.

Однако удержать надолго власть в завоеванных областях китайским завоевателям не удалось.

Первым предвестником явилось восстание 1816 г. Восстание было небольшое, и китайским войскам удалось подавить его. Значение этого события состояло в том, что народ все же смог убедиться в недостаточной прочности китайской власти в стране. Через десять лет после­довало новое, уже более сильное волнение. Во главе движения 1825 — 1827 гг. стал потомок правившей в Восточном Туркестане династии белогорских ходжей Джехангир.

В 1830 г. при помощи кокандских войск белогорские ходжи на короткое время снова захватывают власть. В 1847 и 1857 г. следуют опять неудачные попытки свергнуть власть завоевателей.

Вскоре поднялась новая волна восстаний и всколыхнула весь Китай. Тайпинское восстание свергнуло маньчжурскую династию, ослабило военно-феодальный гнет в стране. Дунгане в западных провинциях подняли восстание. Их поддержали дунгане Кашгарии и Джунгарии. Поднялось население Кучара, затем развернулись события в Кашгаре и Хотане.

Восстание 1864г. в Восточном Туркестане было самым обширным по территории распространения и наиболее важным по своим последствиям. Это восстание привело к образованию независимого владения Якуб-бека, просуществовавшего около 15 лет.

В свое время это событие получило широкий отклик в печати и в научной литературе. Однако рукописные сочинения современников, а в целом ряде случаев и непосредственных участников, до сих пор не использованы надлежащим образом [1]. Между тем, в источниках такого рода можно встретить обширный и крайне интересный материал, раскрывающий с наибольшей полнотой картину событий об оазисах Восточного Туркестана.

В настоящей статье делается попытка использовать богатые источники на ново-уйгурском языке, хранящиеся в Институте востоковедения АН СССР. При освещении событий в городах Кучаре, Уч-Турфане и Аксу в основу положено сочинение Муллы Мусы, «Таарих-и Эминие», в издании Н. Н. Пантусова, автор которого был участником описываемых событий и занимал крупную должность при кучарских ходжах в Уч-Турфане. Сведения из других источников привлекались в тех случаях, когда они отсутствовали у Муллы Мусы, а между тем представляли интерес или же по-иному освещали отдельные факты.

В литературе встречаются самые различные указания на дату восстания в Кучаре. Куропаткин и Беллью относят восстание к 1862 г. [2]. Шау относит это событие к 1863 г. Эту же дату называет автор анонимной рукописи, посвященной общему ходу событий в Восточном Туркестане [3].

Гейне, Аристов, и местные авторы Хаджи Юсуф и Мулла Муса датируют восстание 1864 г. [4]. Хаджи Юсуф говорит, что восстание началось ночью 14 раби I 1281 г.х. (1864 г. 18 августа). По Таарих-и Эминие, восстание в Кучаре началось ночью в субботу I мухаррама 1281 г. в год змеи (7 июня 1864 г.). Более вероятно начало восстания в 1864 г. Немаловажным доводом для этого служат письма Валиханова к Колпаковскому и перевод письма китайского дзяньдзюня с просьбой о помощи в борьбе с повстанцами в Кульдже [5]. Письма датированы ноябрем и декабрем 1864 г. Указывается, что события в Кульдже начались в октябре - ноябре, а несколько ранее в Урумчи и Кучаре. Поход на Кашгар кучарские войска совершили зимой, а до этого они предприняли два похода на Аксу и поход на Уч-Турфан; едва ли они могли успеть с августа, как указывает Хаджи-Юсуф, проделать все эти операции до 11 октября, когда они предприняли свой первый поход на Кашгар. Правильнее всего отнести начало восстания к июню, к дате, которую дает непосредственный участник кучарских событий, автор «Таарих-и Эминие» Мулла Муса. Как указывалось выше, Мулла Муса участвовал в походе на Аксу, а затем на Уч-Турфан с Хатиб-ходжой, где получил должность заведующего продовольственными складами. Он мог дать более точную дату, чем Хаджи-Юсуф, находившийся в это время в Ташмалыке.

Аристов также указывает, что события в Кучаре начались в июне [6].

Кроме того известно, что Якуб-бек организовал поход на Кучар летом 1867 г. По словам Мулла Мусы, кучарские ходжи правили тридцать семь месяцев, следовательно легкий поход Якуб-бека падает на июль [7]. Если же согласиться с тем, что события в Кучаре начались в августе, то поход Якуб-бека придется отнести на сентябрь, т. е. на осень. Таким образом мы имеем все основания полагать, что восстание в Кучаре началось в июне.

У английских и у некоторых местных авторов мы находим указание на начало событий в южных оазисах Восточного Туркестана ранее Кучарского восстания. Очевидно в Хотане и Яркенде происходили события местного значения, которые не получили широкого развития до того момента, когда кучарские ходжи захватили власть в свои руки. Едва ли можно дать иное объяснение этому факту [8].

Некоторые авторы указывают, что восстание в Кучаре началось под влиянием событий в Урумчи [9]. Урумчинские инсургенты прибыли в Кучар, выступили против китайского гарнизона и уже после этого к ним примкнуло местное население. Местные источники не дают основания для такого предположения. События в Кучаре хотя и начались в одно время с событиями в Урумчи, Манасе и других городах Джунгарии, но развивались самостоятельно. Широкие массы трудового населения ждали лишь повода к выступлению, и этим поводом: явилось известие о событиях в Джунгарии.

Перед восстанием именитые люди г. Кучара Ибрагим Тюря, Юлбарс Тюря, Садык-бек, Касым-бек, Раза-бек, Бахадур Тохта и другие собрались на тайное совещание, чтобы обсудить вопрос о начале восстания [10]. На совещании выяснилось, что население города и окрестностей готово выступить по первому зову на борьбу с «неверными». Установлено было и то, что местные китайские власти опасаются восстания, но не знают о времени начала восстания. Здесь же наметили того, кто займет ханский престол в Кучаре после захвата власти, причем еще до восстания было определено, что хан должен стать правителем не только одного Кучарского оазиса, но и всей Кашгарии.

Ночью 7 июня 1864 г. в Кучаре восстание началось. Толпа дунган во главе с Ма-Шур-ахуном, Ма-Луном и Шамс-эд-дином Халифе, вооруженная топорами, кетменями и просто палками, ночью вышла на улицы с призывом начать войну против «неверных». К ним присоединились уйгуры во главе с Алияр-беком.

Сначала восставшие составляли небольшие группы, но как только население услышало призыв к борьбе, оно стало присоединяться к вышедшим на улицы. Восстание охватило весь город и окраины.

Выступление захватило местные власти врасплох.

Небольшой кучарский гарнизон, состоявший из 1000 китайцев и 150 калмыков, оказался неподготовленным к защите города. Повстанцы напали на ямынь (резиденция китайского амбаня) и перебили значительную часть солдат и китайцев, укрывшихся там. Остальная часть гарнизона разбежалась. Ямынь был захвачен восставшими.

Восставшие захватили власть в городе в свои руки. Из захваченных складов оружие раздавалось всем, кто хотел воевать против «неверных». Желающих оказалось так много, что оружия не хватило и для половины собравшихся. Продовольственные склады и магазины китайцев моментально опустели.

Утром китайский военачальник пытался собрать незначительные силы и подавить восстание; он был смят нахлынувшей толпой. Несколько чиновников, видя безвыходное положение, подожгли пороховой склад, в котором они находились.

Захватив город, руководители восстания начали организовывать городское управление. В это время в Кучаре находился Ахмат-бек, бывший ранее хакимом города Яркенда, которому и предложили стать хакимом Кучара. Ахмат-бек отказался, заявив пришедшим, что они не смогут удержать власть. Кроме того, он не может выступить против императора, потому что от него получил разные почести, высокий чин, землю и людей. Озлобленная толпа схватила Ахмат-бека, как изменника, и вместе с другими беками, проявлявшими особую преданность китайским властям, убила, а имущество их разграбила. Кучарского хакима Мухаммед Курбан-бека также убили, а на его место хакимом назначили Шахияр Халифе [11].

После этого делегация из знатных людей города и окрестностей отправилась к мазару Аршадина и предложила одному из потомков черногорских ходжей, находившемуся там в течение нескольких лет, Рашид-ад-дину ходже стать ханом. Рашид-ад-дин ходжа принял это предложение, и толпа подняла его на белой кошме и провозгласила ханом. В. В. Григорьев говорит, что в Кучаре восставшие «провозгласили ханом одного из черногороских ходжей старика Бурхан-эд-дина» [12]. Эта ошибка первоначально была допущена Аристовым в его статье «О войне Якуб-бека с дунганами в 1870 г.» [13]. Бурхан-ад-дин ходжа никогда не был провозглашен кучарским ханом, что подтверждается дальнейшим ходом событий.

Как только Рашид-ад-дин, принявший титул Хан-ходжи, вступил на ханский престол, объявил манифест [14], в котором говорил, что призван волею божьей взять на себя управление страной в столь трудное время и возглавить борьбу против «неверных». Он призывал все население Кашгарии стать под его знамена.

Города, не желавшие добровольно признать власть его, он стал подчинять силой оружия. В таких городах, как Кашгар, Яркенд и Хотан, местные феодалы еще до прихода кучарцев захватили власть в свои руки и отказались признать власть хан-ходжи. Хан-ходжа отправил войска для осады этих городов. В покоренных оазисах хакимами ставились люди, верные кучарским феодалам. Особенно сильно разгорелась борьба между Кучаром и Хотаном. Правителем Хотана был провозглашен муфтий Хабибулла, который отказался принять посольство из Кучара. Начались военные действия. Напряженной была борьба Кучара с Кашгаром. Здесь сталкивались интересы двух религиозных феодальных группировок - черногорцев и белогорцев, боровшихся между собой за политическую власть в стране на протяжении нескольких столетий. В Кашгаре белогорцы имели большее влияние, чем черногорцы. Таким образом, силы, направленные против китайских завоевателей, значительно ослаблялись внутренней борьбой.

Внешняя политика Хана-ходжи определялась ходом событий. Было совершенно очевидно, что китайское правительство, в случае подавления восстания в западных провинциях, направит силы в Кашгарию и Джунгарию. Кучарцы, в рассчете на помощь извне, пытаются установить связи с Кокандом и Бухарой [15].

Что касается внутренней политики, она осталась неизменной. По-прежнему взимались различные налоги. Система административного устройства была сохранена полностью. Изменилось одно: верховная власть от китайского императора перешла в руки черногорского ходжи, да беки, служившие китайскому правительству, были заменены новыми.

Выгоду от восстания получили, прежде всего, крупные феодалы. Они захватили власть в свои руки. Крупные должности распределялись между ними. Огромные доходы от различных поборов в пользу местной администрации, от подарков шли полностью в их карманы. Земли и прикрепленные крестьяне, которыми пользовались прежде китайские чиновники и беки, перешли к ним. Получили выгоды и купцы. Внутренний рынок оказался полностью в их руках. Монополия внешней торговли китайцев уже не существовала. Они получили право свободного выхода и на внешний рынок. Китайские ломбарды, державшие большую половину ростовщических операций в своих руках, также перестали существовать.

Трудовое население, которое, собственно, и совершило восстание и вынесло на своих плечах всю тяжесть борьбы, не добилось того, что ожидало. Сказать, что оно совсем ничего не получило от восстания, было бы неверно. Во-первых, были уничтожены огромные долги, которыми китайские ростовщики опутали крестьянство. Отпали большие налоги на содержание китайской администрации и солдат [16]. Но избавиться от феодального гнета крестьянству, естественно, не удалось.

Город Кучар расположен в центре страны, далеко от границ, и до покорения городов Кашгара, Яркенда и Хотана Хан-ходжа не мог рассчитывать на развитие внешних торговых связей, в которых он так нуждался. Но и на внутреннюю торговлю нельзя было возлагать большие надежды, так как в южных городах страны захватили власть враждебные группировки. Все потребности войска надо было удовлетворять собственным производством. Для этого в Кучаре были созданы казенные мастерские. В качестве рабочей силы привлекли в порядке ханского указа мастеровых — медников, жестяников, кузнецов, солеваров и начали вырабатывать разное оружие, порох из селитры, угля и серы [17].

Пример Кучара говорит о том, что в Кашгарии были все возможности для развития ремесленного производства в широких размерах. Об этом же говорит и другой факт, не менее интересный. В окрестностях Кашгара в то время было семь оружейных и пороховых заводов [18].

Литература и примечания

[1] Часть источников опубликована Н. Н. Пантусовым: Таарих-и Эминие. История владетелей Кашгарии. Сочинение Муллы Мусы, бен Мулла Айса, сайрамца. Изд. Н. Н. Пантусова, Казань. 1905; Бартольд. Рецензия в 3. В. О. РА. О. т. XVII, СПб., 1906, стр. 0188, Война мусульман против китайцев. Казань, вып. 2, 1880, 1881 гг.

Материалы к изучению наречия торанчей Илийского округа, вып. 6. Стихотворение о Якуб-беке, государе Кашгарии, и о событиях его времени. Казань, 1901 г. Рецензия на рукоп. «История Кашгарии", ИВ, АН, В. 2472. 3. В, О. РА. О, т. XV, стр. 236, СПб., 1903. М. Ф. Гаврилов. Страничка из истории Якуб-бека Бадаулета — правителя Кашгарии. Сб., посвященный В. В. Бартольду, Ташкент, 1927 г.

[2] А. Куропаткин. Кашгария. 1879, СПб., стр. 130; Беллью, Кашмир и Каш­гар. Дневник английского посольства в Кашгар в 1873—1874 гг. 1877, СПб., стр. 193; Роберт Шау. Очерк Верхней Татарии, Яркенда и Кашгара (прежней Китайской Татарии), 1872, СПб., стр. 50.

[3] Очерк дунганских событий внутри Китая, рукоп. ИВ С 579, л. 1а.

[4] А. К. Гейне. О восстании мусульманского населения или дунганей в Западном Китае, т.II ИРГО, 1866, стр. 90; Н. Аристов. Туркест. вед., 1872, № 27; Хаджи Юсуф, рукописное соч., рукоп. ИВ, д. 124, л. 4 б; Таарих-и Эминие. История владе­телей Кашгарии, соч. Муллы Мусы бен Айса, Сайрамца, изд. Н. Н. Пантусова, Казань, 1905, стр. 34.

[5] Ч. Ч. Валиханов, соч. под ред. Н. И. Веселовского, СПб., 1904, стр. 506, ел.

[6] Аристов. Туркест. вед., 1872, № 27.

[7] Таарих-и Эминие, стр. 130.

[8] Хаджи Юсуф, л. 41а, указывает, что 5-го месяца 1280 г. Кутлукбек, хакин г. Кашгара, писал Садык-беку о необходимости прибыть с киргизским войском на помощь китайскому гарнизону.

[9] А. К. Гейне, цит. соч., стр. 87; В. В. Григорьев. Землеведение К. Риттера. География стран Азии, находящихся в непосредственных сношениях с Россией. Восточный или Китайский Туркестан. Пер. Григорьева, вып. 2, стр. 87.

[10] Хаджи Юсуф, цит. соч., л. 5а. Мулла Муса также не дает никаких указаний на то, что восстание в Кучаре произошло после того, как прибыли инсургенты из Урумчи. Нельзя допустить, чтобы ему — участнику кучарских событий — такой важный факт был неизвестен.

[11] Таарих-и Эминие, стр. 46.

[12] Григорьев, цит. соч., вып. 2, стр. 502.

[13] Н. Аристов. Туркест. вед., 1872, № 27 и 28.

[14] Таарих-и Эминие, стр. 46.

[15] Таарих-и Эминие, стр. 47.

[16] Таарих-и Эминие, стр. 41.

[17] Хаджи Юсуф, цит. соч., д. 7а, сл.

[18] Центральный Гос. Архив Каз. ССР, фонд № 21, д. 145, лл. 5, 6.

Комментарии

После завоевания Цинской империей Восточного Туркестана в 1756—1759 гг., цины начали проводить постепенную политику по ущемлению прав мусульман региона, ряд крупных ошибок цинской администрации, как массовая казнь участников антицинского сопротивления с конфискацией имущества семьи, насильственное переселение крупных групп уйгуров в Илийский край, поголовное истребление жителей Уч-Турфана, назначение не местных чиновников над покоренными городами, бесплатное возведение крепостей, унизительные китайские церемонии и др. привело к серии небольших локальных восстаний как: восстание под предводительством Тилла-кари (1814 г.), восстание под руководством черногорца Зиявуддина (1816 г.). Как следствие после подавления массы населения участвовавших в восстании и им сочувствующих были вынуждены эмигрировать, по большей части в Ферганскую долину, где прочно обосновались потомки белогорских ходжей. Организация белогорцев в Кокандском ханстве проводило активную антицинскую деятельность.

В 1820 году после смерти кокандского хана Омара, заключившего соглашение с Цинской империей о сдерживании устремлений уйгуров к освобождению родины, сын Самсак-ходжи, Джангир-ходжа начал принимать активные антицинские действия. Он бежал из Коканда с группой преданных ему кашгарцев в горы Нарына, где начал открыто призывать к газавату против китайцев, и вербовать в ряды своих мюридов киргизов. Цинская администрация решив остановить антицинскую агитацию, отправила отряд из 500 солдат для поимки Джангира-ходжи. Хорошо владея местностью Джангир-ходжи удалось полностью уничтожить цинский отряд. Как следствие, началась ещё более активная агитация мусульман Средней Азии к газавату. В 1826 году Джангир-ходжа собрав под свои знамена крупные силы мусульман, собранные из верных ему кашгарцев, киргизов, кокандских сипаев, ферганских кыпчаков, узбеков, горных таджиков из Каратегина, афганцев двинулся на Кашгар.

Цинам потребовалось некоторое время чтобы собрать крупные военные силы для противодействия восставшим. К февралю 1827 г., собрав значительные силы в количестве 60 тысяч солдат в г. Аксу (по данным Ч. Валиханова цины собрали 70 тысяч солдат), цинские войска начали наступление на Кашгар.

Ополчения Джангир-ходжи вышли им навстречу. Недисциплинированные, слабо вооруженные народные ополчения в открытом сражении были разбиты регулярными цинскими войсками. Город Кашгар был потерян. Джангир-ходжа ушёл в горы с верными ему мюридами, где оказывал некоторое сопротивление, и делал попытки собрать новые войска и вернуть Кашгар.

В целях поимки Джангир-ходжи цины отправили в горы Алая, где скрывался Джангир-ходжа со своими мюридами, 20-тысячное войско, но Джангир-ходже удалось вырваться и уйти в Нарын. Цинские войска, возвратившись в Кашгар для восстановления сил, пошли в Нарын. Вследствие предательства одного приближенного Джангир-ходжа был схвачен и выслан в Пекин. Французский миссионер Гюк сообщает, что он был посажен в железную клетку и выставлен на показ народу. После издевательств и пыток Джангир-ходжа был по приговору цинского суда как мятежник изрублен на куски и отдан на съедение собакам.

После поимки и казни Джахангира в 1828 году все надежды теперь возлагались на Юсуфа-ходжу — брата Джахангира. На выступление его усиленно подбивал и хан Коканда.

Осенью 1830 года Юсуф со своим отрядом перешёл границу и был радостно встречен белогорцами. Памятуя об уроках восстания Джахангира, Юсуф щедро раздавал обещания народу и при его поддержке вступил в Кашгар. Однако в Яркенде штурм цитадели окончился неудачей, восставшие потерпели там крупное поражение, после чего наступил перелом и восстание пошло на убыль. Население поддерживало восстание гораздо меньше, чем в 1826 — 1827 годах, грабежи войск Юсуфа также восстановили против ходжи мирных жителей. Очень прохладно встретила белогорского ходжу черногорская секта. Цинские власти умело использовали религиозную вражду двух исламских сект. В октябре 1830 года наместник Чанлин начал наступление на повстанцев. В конце 1830 года Юсуф-ходжа с несколькими тысячами сторонников-белогорцев и пленными отступил к границе и ушёл на кокандскую территорию.

В 1847 году было поднято новое восстание под руководством племянников Джахангира, известное в истории, по числу его руководителей, как «восстание семи ходжей»; оно было подавлено в том же году. В 1857 году в Кашгарии вспыхнуло восстание под руководством Валихан-тюря (племянника Джахангира), которое было жестоко подавлено в августе 1858 года; многие повстанцы бежали в Коканд.

В июне 1864 года взбунтовались солдаты-дунгане гарнизона Кучара, а за ними поднялось и остальное население во главе с Рашидин-ходжой. Освободив четыре округа — Турфан, Комул (Хами), Аксу и Уш (Уш-Турфан), он установил здесь свою власть, создав Кучарское ханство. Тем же летом в Урумчи возникло Дунганское ханство во главе с Лотай-ханом; вскоре он провозгласил себя султаном, а своё государство — Урумчинским султанатом. Войска Рашидина в октябре попытались завладеть Кашгаром, где перед этим успешно прошло восстание против завоевателей-маньчжуров. В Хотане власть перешла к мулле Хабибу-уллаху, ставшему главой Хотанского ханства. В восставший Кашгар из Коканда в 1864 году прибыл с отрядом Бузрук-ходжа (сын Джахангира); радостно встреченный населением, он был избран главой Кашгарского ханства, включавшего в себя и Яркенд.

::Содержание::
Восстание в Кучаре
Походы на восток
Походы на запад
Конец правления Хан-ходжи