Главная страница
Уйгуры и Казахи - друзья навеки!
Уйгуры - древнее звено тюркской цивилизации

         Уйгуры занимают значительное место в семье тюркских народов. Однако нам, казахам, известно весьма немногое об истории и культуре этого, имеющего глубокие корни в тюркской цивилизации, родственного нам этноса. Этому есть различные объяснения, конкретные причины.

         Во-первых, основная часть уйгуров проживает в Синьцзянь-Уйгурском автономном районе (СУАР) Китая. В годы «железного занавеса» научная и художественная литература попадала к нам оттуда в ограниченном количестве, поэтому, кроме узкого круга ученых, население в Казахстане не имело возможности знакомиться с материалами по истории и духовной жизни уйгурского народа. Исследования об уйгурской диаспоре Казахстана, художественные произведения уйгурских авторов недостаточно пропагандировались в советскую эпоху, мало переводились на казахский и русский языки. Несмотря на близость языка, единую религию, духовную общность, мы, братские народы, мало знаем друг о друге. До недавнего времени тюркский мир был духовно разобщен. Причин много, и важнейшая из них - то, что в последние несколько столетий тюркские народы были лишены независимости, находились под колониальным угнетением империй. Это привело к забвению родственными народами их единых духовных истоков и понимания общности целей и задач тюркоязычного мира, ослаблению взаимодействия друг с другом на уровне общего историко-культурного самосознания. Однако с обретением суверенитета наступила новая эра, требующая формирования разносторонних отношений между народами-братьями, возрождения взаимосвязей, которые существовали в нашей совместной истории с незапамятных времен. Особенно важно выработать новый взгляд на историческое прошлое тюркоязычных народов. Хотя они и находятся сейчас географически близко друг к другу, тем не менее между ними наметилась заметная полоса духовного отчуждения. Это создает препятствия, мешает их единению перед лицом вызовов и угроз в современную эпоху глобализации, несущей экспансионистский заряд в духовной сфере со стороны христианского мира с присущим ему европоцентристским мировоззрением.
         Ученые, изучавшие историю уйгур, провели серьезную исследовательскую работу. Сейчас имеется большой научный материал, содержащий сведения об его этногенезе, языке, традициях и обычаях, религиозных принципах, памятниках материальной и духовной культуры. У истоков уйгуроведения стояли такие видные ученые, как Клапрот, Я. Бичурин, А. Казамбек. Казахи могут с гордостью назвать имя Шокана Валиханова, собравшего и систематизировавшего значительный исследовательский материал, полученный им во время своего путешествия в Кашгар. Он ознакомил научную общественность России и Европы с очень интересными, весьма познавательными сведениями, дал развернутую картину образа жизни, истории уйгуров, благодаря чему мир много узнал об этом древнем тюркском народе, ведь в то время проникновение европейцев-путешественников в этот регион было весьма затруднительным. В трудах К. Риттера, В. Радлова, С. Ольденбурга, А. Бернштама, Л. Гумилева, Э. Тенишева, А. Хайдари и других источниках также содержится много ценных сведений об историческом пути развития уйгурского этноса с древнейших времен до наших дней. Известно, что в китайских архивах хранится немало интереснейших сведений по уйгурской тематике. В рукописях китайских исследователей имеются бесценные материалы о двухтысячелетней истории уйгуров, начиная с эпохи саков, уйсуней, гуннов до сегодняшнего времени.
         По свидетельствам историков, в конце первого тысячелетия нашей эры на территории тогдашней Джунгарии в местности Тарим возник союз тюркоязычных племен под общим названием «уйгуры». Уйгурский каганат, существовавший в период с 745 по 840 гг., располагался от Алтая до Хингана и от Саянской возвышенности до пустыни Гоби, объединял под своим началом многие тюркские племена. Эта эпоха ценна памятником культуры той поры - письменами на камне, сохранившими имя автора - Мойын Шор. На уйгурских боевых знаменах были изображения волка, что является важным свидетельством единого с другими тюркскими народами понятия о тотемном культе. Важнейшим вкладом уйгурского народа в развитие мировой цивилизации является формирование своей письменности на основе древнего согдийского алфавита. Известно, что многие письменные памятники доисламского периода были написаны посредством именно этого письма. Уйгурскую письменность переняли не только монголы, но и маньчжуры. Калмыки говорят о древнем происхождении своей письменности, но она своими корнями восходит, скорее всего, к раннему уйгурскому письму. Если брать в целом, то в Центральной Азии, наряду с древнетюркской, уйгурская письменность исполняла важную культурную роль.
         Уйгуры занимали значительное место в общественной жизни и в государстве Караханидов, и в составе Монгольской империи. Известно также, что одно время они находились под властью найманского хана Кушлика. То, что язык общих для всех тюркоязычных народов произведений Юусупа Баласагуна «Благодатное знание» и Махмуда Кашгари «Словарь тюркских языков» более близок к уйгурскому диалекту, означает более раннее формирование уйгурской письменной литературы, чем у других родственных этносов.
         В истории всемирного музыкального наследия произведения уйгурского народа также занимают заметное место, в их числе - «Двенадцать мелодий (мукамов)». В уйгурских городах сохранилось много памятников художественной культуры и архитектуры.
         Надо отметить, что в исторической науке не уделяется должного внимания разработке вопроса о том, что древние уйгуры сформировали культурные традиции, имевшие важное значение для развития всего региона Центральной Азии. Кроме того, они сыграли огромную роль в установлении связей между монгольским миром и духовным богатством Китая, Тибета, Индии. Уйгурские ученые перевели на свой язык буддистские и манихейские научные и художественные тексты. В Х-ХV вв. тюркская руническая и уйгурская письменности осуществляли культурную связь между народами Центральной Азии. Так, например, монголы переняли уйгурское письмо через писаря Тататунга, который вел ханскую переписку в улусе Найман, располагавшемся на территории Западной Монголии, позже он стал доверенным лицом Чингис-хана. В одном из письменных источников того времени сохранились сведения о том, что «Чингис-хан приказал Тататунгу обучать уйгурскому письму на своем языке монгольских принцев». В китайских источниках говорится о том, что одним из учеников Тататунга был младший брат «потрясателя вселенной» Хасар. Во времена хана Хубилая (1210-1294) уйгурские ученые перевели на монгольский и тюркский языки китайскую конфуцианскую, тибетскую буддийскую религиозную литературу. Сохранились имена этих ученых, один из них - Каруандас, который знал языки народов Индокитая, Суматры. Некоторые ученые-уйгуры являлись членами академий китайских императоров.
         Духовное наследие уйгурского народа составляют также богатый фольклор и письменная литература. В разножанровых произведениях устной народной литературы (песни, стихи, сказки, лирические и героические поэмы, исторические сказания, легенды, предания, пословицы-поговорки, загадки и др.) отражен многовековой жизненный опыт народа, говорится о его мечтах и чаяниях, содержится оценка происходивших исторических событий. Особенностью национальной уйгурской литературы является то, что она впитала в себя все лучшее из духовной культуры китайской, индийской, центральноазиатской цивилизаций. Особенно заметный след оставила центральноазиатская культура, подтверждением чего является ценнейшее духовное наследие тюрков, в которое входят названные ранее произведения Баласагуна, Кашгари, а также «Огузнамэ». Известные уйгурские поэты, творившие в ХVII-ХVIII вв., Хиркати, Залели, Наубати, в ХVIII-ХIХ вв. к ним присоединяются новые имена - Абдураим Низари, Садыр Палван, Сеид Мухамед Каши, Молла Шакир, Билял Назым и др. В их поэтическом творчестве поднимаются значимые темы социального, общественного характера, используются новые приемы, оказавшие большое влияние на развитие художественного слова. Так, в газелях, поэмах видного народного поэта Биляла Назыма наряду с традициями восточной классической поэзии находят поэтическое выражение призывы к свободе, мечты о счастливой жизни своего народа. В их числе такие патриотические строки, как «Счастлив тот, кто погиб, защищая справедливость», «Перенесу через горы мешок, до краев наполненный горестями народа», мастерски переданные в казахском переводе сборника избранных произведений казахскими поэтами Марфугой Айтхожиной и Аблаем Тугелбаевым. В поэме Биляла Назыма «Назгум», посвященной уйгурской женщине, отстаивавшей свою честь, достоинство, много авторских отступлений, в которых содержатся размышления о судьбе родной земли, испытавшей много невзгод, исторических уроках, важных не только для уйгуров, но и для всех тюркских народов: народ, хранящий единство, непобедим. Раздоры ведут к тому, что враг его легко одолеет... Если народ лишится своей земли, над ним будет властвовать любой, кто пожелает.
         Читая эти строки, казахи невольно задумываются о судьбе своих братьев, находящихся за пределами земли предков и мечтающих вернуться, соединиться со своим народом.
         История уйгурского народа полна трагических страниц, наполненных борьбой за национальное освобождение, независимость, объединение. То, что в истории остались, наряду с общим названием уйгуры, кашкарцы, турфанцы, тараншы, говорит о том, что народ был раздроблен, не смог сохранить единое, целостное государство. Одно время уйгуры были подвластны монгольской империи, затем - китайской. Одним из крупнейших восстаний за независимость было уйгуро-дунганское восстание в XIX веке. В 1945-50 годах Уйгурстан ощутил вкус свободы, но противники тюрко-исламского единения, в том числе и тоталитарный Советский Союз, не дали возможности уйгурам обрести независимость. Регион Восточного Туркестана, в котором проживают вместе с уйгурами казахи и кыргызы, бежавшие когда-то от советского режима, был принесен в жертву геополитическим интересам России и Китая. Между тем, эта благодатная земля с целостной территорией, с опытом государственного устройства, по показателям уровня развития образования, науки, экономики соответствует всем требованиям для создания в этом регионе самостоятельного государства.
         В сегодняшнем суверенном Казахстане большое внимание уделяется вопросам удовлетворения духовных запросов уйгурской диаспоры. Действуют уйгурские детские сады, школы, театры, в высших учебных заведениях - группы с уйгурским языком обучения. Издаются республиканские, районные газеты и журналы, уйгурскими редакциями издательств выпускаются книги, специальными отделами Института востоковедения изучаются история, язык, искусство, этнография уйгурского народа. Наши братские народы стремятся к взаимному пониманию, ибо только укрепление единства, развитие духовной общности всех тюркоязычных народов, объединенных общим происхождением и общей верой, может привести тюркский мир к новому, еще более плодотворному витку нашей общей цивилизации.


Рахманкул Бердибай
член-корреспондент НАН РК, профессор
(перевод Гайнижамал Шекей)
Независимая газета "Казахская Правда" - 2004-02-№3(117)


5 самых читаемых статей на этой недели:
Главная страница
Сайт управляется системой uCoz