Возникновение и становление языка любого народа происходит вместе с его миропониманием, традицией и культурой. Процесс этот охватывает тысячелетия. Язык, аккумулируя мысль, служит важным средством в общении и понимании людей.
Могучий, изысканный уйгурский язык, и древняя письменность оказали влияние на развитие языка и письменности многих народов Центральной Азии.
На этом языке сочиняли свои произведения мудрецы — Махмуд Кашгари, Сынгку Сели тутунг, Юсуф Хас Хаджиб Баласагуни, Ахмет Югнаки, Мухаммед Сидик Кашгари, Билал Назим и многие другие.
Примечательно то, что на уйгурском языке писали и укрепляли связи с различными странами великие правители уйгуров: Огузхан, Бильгя, Моюн Чор, Сатук Буграхан, Арслан, а также караханиды. А прославленные завоеватели - Чингизхан и его потомки, Тимур Гурганхан писали свои указы, письма, издавали законы уйгурским письмом.
В настоящее время ориенталистами-учеными обнаружено тысячи рукописей VIII—XV веков, написанных на уйгурском языке. Образцами этих бесценных документов являются юридические документы, художественные произведения, научные труды, а также молитвы наших предков, поклонявших буддизму, манихейству, христианству, мусульманству, записи (шижры) мечетей, мазаров; биографии великих людей, уставы ремесленников. Среди многочисленных уйгурских рукописей можно встретить и жалобу мальчика-слуги на хозяина, продавшего его незаконно в рабство; договора помещика, продавшего, сдавшего в аренду свои земли, религиозные тексты, товары и недвижимость, которые реализовывались на восточных базарах—ткани, одежда, скот, продукты, жилые дома, сады, пашни, виноградники, укращения, лекарства, золото, серебро, драгоценные камни. Их писали люди разных профессий: дехкане, ремесленники, торговцы, землевладельцы, духовенство, государственные деятели, проживавшие в III—XV веках в пределах Турфана, Хотана, Кашгара, Ганьчжоу, где процветали уйгурские государства в различные времена. Среди них, например, точно датированный документ. Наш предок Бетурмиш Тархан, творивший в V веке, написал «Хуастуанифт», «Покоянная молитва манихейцев»1. В столице Орхонского уйгурского каганата (VII—IХ вв.) Ордубалыке по приказу Моюн Чора и Идигян кагана на каменной стелле была высечена на уйгурском языке столетняя история этого уйгурского государства. Кроме того, уйгуры одни из первых в мире кто в Х веке наладили книгопечатание.
Интересно заметить, что научное сочинение Махмуда Кашгари, творившего в XI в. «Дивану лугатит турк» остается до сих пор самым ценным источником для изучения якыков всех тюрских племен и народов тех времен. Двенадцать уйгурских мукамов, собранные и составленные Аманнисаханум и Кидирханом Яркенди дошли до нас благодаря Турдахун-альнагма, Ахунум-карушана, Рози-тамбира, Султанмурата Разамова.
Мукамы Кашгара, ковры Хотана, песни и стихи Долана, архитектурные сооружения «Тысяча пещер» и каризы Турфана, илийский юмор, танцы Айтиллы, полотна Гази Амета и Авакри Шамси, искусство Хусаин-тамбира, романы Зия Самеди, и Хизмята Абдуллина, симфонии Куддуса Кужамьярова восхищают и пробуждают беспредельную любовь к талантливому, трудолюбивому народу.
Знание родного языка дает возможность постичь всю глубину души, психологии и философии уйгуров.