Главная страница
История - Тарих - History
В. С. КУЗНЕЦОВ
ИМПЕРИЯ ЦИН И МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР
(к вопросу о мусульманской реконкисте в Центральной Азии)

Продолжение

         Факт укрытия ходжи Сарымсака и его семейства в независимых от Китая мусульманских владениях давал основание уйгурам Кашгарии надеяться, что среднеазиатские мусульмане не останутся равнодушными к участи единоверцев под гнетом "неверных"34. О подобных настроениях знали цинское начальство в Кашгарии и пекинский двор. Так, в 1760 г. группа уйгуров напала на цинскую военную станцию. Один из участников нападения, Мосы-ходжа, бежал в Коканд35. Далее, кашгарский ишик ага-бек Абд ар-Рахим в 1763 г. просил кокандского правителя Ирдану послать войска на Кашгар, где, как убеждал ишик ага-бек, цинский гарнизон малочислен, а местное население готово выступить против цинских поработителей36. В 1765 г., когда в городе Уч-Турфане вспыхнуло антицинское восстание, повстанцы послали казначи-бека Ша-Зия ад-Дина за помощью к кокандскому Ирдане-бию.
         В первом десятилетии XIX в. в пределах империи Цин состоялось антицинское выступление, предпринятое уже совместно кашгарскими и зарубежными мусульманами. В 1815 г. ахун из Ташмалыка Зия ад-Дин, опираясь на помощь киргизского бия Турдымамета, попытался захватить Кашгар и стать его правителем. Этой вылазкой было положено начало последующим выступлениям населения Кашгарии и их зарубежных единоверцев против цинского господства.
         Мусульманский мир, лежавший за пределами империи Цин, демонстрировал ей свою неприязнь, и для ослабления ее Пекину приходилось прибегать помимо угроз и к поблажкам. Кокандским подданным, торговавшим в Восточном Туркестане, делалось определенное послабление с уплатой пошлин.
         Захват империей Цин Восточного Туркестана означал собой сокращение сферы политической власти ислама. Но, с другой стороны, мусульманские правители Средней Азии сохранили и укрепили свои экономические позиции на западной окраине империи Цин. Жители Ферганы, андижанцы, явились основными посредниками в торговле Западного Китая с его соседями. Сборы от торговой деятельности андижанцев составили один из основных источников поступлений в казну кокандских правителей.
         Но когда в первые годы XIX в. кокандский двор попытался добиться новых экономических привилегий в Кашгарии, он получил резкую отповедь37. В столице Цинской империи посчитали, что поскольку потомков братьев-ходжей не осталось, то особенно считаться с Кокандом нет резона.
         В таких условиях кокандские правители, чтобы сделать цинский двор более уступчивым к своим домогательствам, предоставили свободу действий ходже Джахангиру, сыну ходжи Сарымсака (у последнего, вопреки расчетам Пекина, были сыновья). Появившись в Кашгарии, ходжа Джахангир возглавил газават, войну против "неверных"38.
         Борьба коренного населения Восточного Туркестана, мусульманского по вероисповеданию, за свое социальное и национальное освобождение принимала форму религиозной войны против "неверных", ибо цинские захватчики отличались от жителей Кашгарии не только по этническим, но и по религиозным признакам.
         Появление Джахангира в Восточном Туркестане повлекло за собой массовое антицинское восстание. В нем наряду с исконными обитателями страны, уйгурами, самое активное участие приняла и андижанская община.
         Андижанцы, родственные уйгурам и по языку, и по религиозной принадлежности, оседали в Кашгарии на протяжении десятилетий и вступали в родственные отношения с местными жителями, обзаводились хозяйством и активно занимались торговлей. Андижанцы настолько укрепились в Восточном Туркестане, что в известном смысле их можно считать коренными жителями. Они, равно как и уйгуры, испытывали на себе пренебрежительное отношение со стороны представителей цинского военно-бюрократического аппарата, и на них распространялось то же самое понятие "дикари".
         Но неприязнь андижанцев к цинскому режиму выходила за рамки просто религиозного неприятия власти "неверных". С ней так или иначе можно было мириться, пока она не задевала экономических интересов андижанцев. А цинский военно-бюрократический аппарат явился основным препятствием, которое мешало андижанцам монополизировать внутреннюю торговлю в Восточном Туркестане. Широко практиковавшиеся казенные закупки, ограничения коммерческой деятельности (запрет продавать русские товары), принудительный полицейский досмотр - все это в известной степени стесняло свободу торговой деятельности андижанцев в Синьцзяне.
         К борьбе за освобождение подвластных империи Цин мусульман ходжа Джахангир пытался привлечь под лозунгом газата, или газавата, и правителей сопредельных мусульманских владений. Посланцы ходжи уговаривали, к примеру, казахских султанов Аблая и Галия Адилевых, "чтобы они стояли единственно за веру свою против китайцев и помогали бы в случае ходже"39. Призывы поддержать дело, угодное аллаху, - воевать с "неверными" - Джахангир слал правителям Вахана, Канжута, Шугнана, Бадахшана, Балха, Хивы, Бухары, Коканда.
         В восстании в Кашгарии под руководством Джахангира принял непосредственное участие со своим войском и кокандский хан Мамед-Али (Мадали). Кокандские сипаи штурмовали кашгарскую цитадель, где укрылся цинский гарнизон. Кокандское войско шло походом в Кашгарию под лозунгом "газата" - войны против "неверных". В действительности не соображения религиозного долга побудили хана Мадали объявить "газат", а рассказ о больших запасах серебра в кашгарской цитадели40.
         Антицинское восстание в Кашгарии, основными участниками которого явились местные жители, переросло размеры локального выступления и вылилось в выступление мусульман Восточного Туркестана и Средней Азии против империи Цин. Помимо кокандцев, на стороне повстанцев выступали и другие единоверцы: окрестные киргизы, выходцы из ряда других среднеазиатских владений. На этом основании можно утверждать, что сопредельный с империей Цин мусульманский мир поддержал выступление населения Кашгарии против ига "неверных".
         Восстание под руководством Джахангира проходило как выступление мусульман против "неверных". Кратковременный успех этого восстания одновременно явился победой ислама в одном из регионов Центральной Азии. Политически это нашло выражение в возрождении мусульманского теократического государства в Кашгарии, глава которого одновременно являлся светским правителем и духовным владыкой.
         С ликвидацией цинского господства на части территории Восточного Туркестана провозглашается власть мусульманского правителя. Формально это находит выражение и в его титуле, составленном в соответствии с мусульманскими государственно-правовыми нормами. Джахангир именуется как "сеид-султан". Кроме того, свою общность с общественно-политическим укладом среднеазиатских ханств новый режим демонстрирует и изгнанием из обихода цинской чиновничьей одежды. Теперь представители администрации, беки, должны одеваться только по-мусульмански.
         Восстание 1826 г. в Кашгарии явилось в известном смысле началом мусульманской реконкисты в Центральной Азии, целью которой было вернуть под власть ислама (в лице мусульманских правителей) земли, утраченные им в результате захватнических войн со стороны империи Цин. Участие кокандского хана Мухаммед-Али в войне против Цинов дало ему основание носить почетный титул "Гази" - "Воитель неверных"41. Золотые и серебряные монеты в Коканде чеканились с легендой "Мухаммед-Али Хан Воитель неверных"42.
         Все же восстание Джахангира было подавлено. Объектом репрессалий цинского правительства, помимо собственно уйгуров Кашгарии, явились проживавшие в Синьцзяне андижанцы и Кокандское ханство. В 1828 г. цинские власти предприняли массовую депортацию андижанцев с конфискацией имущества. В перспективе имелось в виду полностью избавить Синьцзян от выходцев из сопредельных мусульманских владений. Доступ на кашгарский рынок для Коканда был закрыт.
         В этих условиях, когда андижанская община в Синьцзяне подверглась гонениям, когда доходы кокандского ханства сократились, воинственный дух ислама не только вновь пробудился, но и материализовался в очередном газавате против империи Цин. Хан Мадали решил на этот раз использовать ходжу Юсуфа из Шахрисябза, брата погибшего за веру Джахангира43. И когда Юсуф-ходжа заявил о намерении вернуть достояние предков, отнятое "неверными", кокандский двор охотно пошел навстречу44.
         С Юсуфом-ходжей выступило кокандское войско под началом кокандского минбаши Хак-Кули-бия, а также ополчение из уйгуров-эмигрантов, покинувших родину после подавления восстания Джахангира, возглавленное сподвижником Джахангира беком Бобаком.
         Призывы Юсуфа к населению Кашгарии вновь выступить на газават, отомстить и за погибшего за веру Джахангира находят поддержку. В селении Астын-Артыш активные противники цинского режима призывали народ идти встречать Юсуфа45. Таким образом, единоверные узбеки и уйгуры вновь выступают сообща против власти "неверных" в Кашгарии.
         Газават, предпринятый от имени "потомка" пророка, Юсуфа-ходжи, имел целью не только вернуть ему достояние предков, но и усилить пошатнувшиеся позиции Коканда в Восточном Туркестане. В любом случае речь шла о возврате края в лоно мусульманского мира. Задача оказалась непосильной для Кокандского ханства, и его правителям оставалось довольствоваться привилегиями, полученными по соглашению от 1832 г. В целом оно явилось успехом кокандского двора. Право андижанской общины на проживание в Синьцзяне было подтверждено, ее финансовая деятельность переходила к назначенным из Коканда чиновникам, аксакалам.
         Коканд не только сохранил прежние возможности оказывать влияние на обстановку в крае, удерживая у себя сына и племянников Джахангира, но и получил новые в лице аксакалов, неподвластных цинским властям.
         В не меньшей степени, чем Кокандское ханство, против цинского господства в Кашгарии были и сопредельные киргизы. Выступление бия Турды-мамета в поддержку ахуна Зия-ад-Дина, о чем уже говорилось, явилось в известном смысле прецедентом для киргизских старшин. Их враждебность к "неверным"- правителям Кашгарии питал отнюдь не слепой фанатизм. Киргизы, являясь активными участниками выступлений ходжей Джахангира и Юсуфа, тоже подверглись репрессиям со стороны цинских карателей. В 30-40-х гг. XIX в. цинское пограничное начальство в порядке упреждающих мер предпринимало карательные акции в отношении киргизов. В ответ в 1845 г. киргизы, кочевавшие по внешнюю сторону янгигиссарских караулов, нападают на цинские пикеты. И, что очень показательно, они распространяют вести, что с ними заодно большие ахуны Аксу, Хотана, Яркенда, Кашгара46. Иными словами, налицо стремление киргизских старшин, афишируя желаемое взаимодействие с духовенством Восточного Туркестана, побудить к выступлению и местное население.
         Постоянное недовольство коренного населения Синьцзяна гнетом цинского военно-бюрократического аппарата, чуждого аборигенам по этнической и религиозной принадлежности, неизменно создавало благоприятную почву для призывов к войне с "неверными".
         Вот почему выступления против китайского господства в Синьцзяне неизменно принимали форму "газавата", священной войны против "неверных". Так обстояло дело и с самым крупным национальным движением коренного населения Синьцзяна - восстанием 1864-1877 гг.
         Лозунг "газавата", выдвинутый руководителями антицинских выступлений в крае, создавал духовную основу для коалиции с внешними силами - Кокандским ханством и Оттоманской империей, из которых наиболее активное участие в антицинском движении приняло Кокандское ханство. Его правители положительно восприняли известие об антицинском восстании в Кашгарии. И, когда один из киргизских предводителей Садык-бек известил кокандский двор о том, что Кашгаром должен править ходжа47, кокандский правитель Алим-кул немедленно отправил туда сына Джахангира Бузрука в сопровождении кокандского чиновника Якуб-бека48.
         Известие о свержении власти "неверных" в Восточном Туркестане с одобрением было встречено не только в Коканде, но и в сопредельных мусульманских владениях. Это обстоятельство не преминул использовать Якуб-бек. Еще до прибытия в Кашгарию он вступил в сношения с хакимами и сердарами Бадахшана, Шугнана, Дарваза и получил оттуда помощь. Так, хаким Бадахшана Джехандар-Ша отправил на помощь Якуб-беку 500 всадников под командованием Мухаммеда-Садыка49.
         Из сопредельных мусульманских ханств к Якуб-беку шло и огнестрельное оружие50. Борьбу с Цинской империей, т. е. с господством "неверных", соседи-мусульмане воспринимали как свое кровное дело. Равным образом были настроены и проживавшие в Кашгарии выходцы из сопредельных мусульманских государств. С прибытием Якуб-бека в Кашгар здешние афганцы присоединились к нему. "В пылу религиозного и воинственного рвения они становились под знамя Аталыка Хазы..."51. В борьбе с цинскими войсками активное участие приняли и сопредельные с Синьцзяном киргизы и казахи51а.
         В результате восстания мусульман Восточного Туркестана была восстановлена власть мусульманских правителей. Сначала им стал Бузрук-ходжа, потом его сменил Якуб-бек, награжденный в 1866 г. бухарским эмиром титулом "аталык-гази" в знак признания его заслуг перед исламом, а именно побед, одержанных над "неверным" воинством империи Цин52.
         Свою историческую миссию Якуб-бек, судя по его словам, усматривал в расширении пределов мусульманского мира и сферы распространения этико-правовых мусульманских норм. Необходимо, писал в 1871 г. Якуб-бек кокандскому хану Ху-дояру, "расширить владения мусульманства и дать силу и значение шариату"53.
         По указанию Якуб-бека восстанавливались старые мечети, пришедшие в упадок за время цинского господства, строились новые рамы и медресе. "Якуб-бек реставрировал все святилища и монастыри, бывшие во время китайского управления в пренебрежении и упадке, и прежде всего перестроил и расширил святилища и монастыри Хазрат Афака, Биби Мириама и Султана Сатока в [окрестностях Кашгара"54. На месте захоронения внучки султана Сатук-богра-хана Якуб-бек распорядился возвести мазар54а.
         От самого Якуб-бека мечети получали большие наделы земли, с которых не брались налоги. Поощрялось религиозное образование. Последнее обстоятельство способствовало росту спроса на соответствующую литературу. Весьма показателен в этом отношении рассказ одного арабского священника. Он присоединился в 1871 г. к британской миссии под началом Форсайта, направлявшейся в Кашгар, для того, чтобы получить хорошую выручку за свои "арабские книги и кораны"55.
         "Несомненно, исламский отпечаток на администрации Якуб-бека составляет одну из наиболее примечательных черт. Став высшим законом страны, шариат решительно проводился в жизнь правительством"56. По примеру арабских халифов-завоевателей Якуб-бек стремился увеличить число исповедующих ислам путем насильственного обращения в мусульманство. Это прежде всего касалось маньчжуров и китайцев (военных, торговцев), которые появились в Кашгарии по завоевании Восточного Туркестана империей Цин. "Приняв магометанство, они (китайцы - В. К.) спасли себе жизнь"57. Не желавших принять ислам по приказу правителя Джетышаара убивали. "...Китайцы, не желавшие принять мусульманского вероисповедания, были убиты. Таких, говорят, было около 40 000 человек, считая как военных, так и статских"58.
         Наиболее примечательным свидетельством исламской ориентации Якуб-бека служат его отношения с Оттоманской Портой. Турецкий султан являлся халифом, духовным владыкой всех мусульман суннитского толка. Летом 1873 г. Якуб-бек послал своего близкого человека Сайид Якуб-хана в Константинополь. Защита интересов ислама явилась основой для установления сердечного согласия между турецким двором и кашгарским правителем. "Реакционная партия, которая напрягала все силы, чтобы поддержать интересы магометанства, с пылом приветствовала перспективы возрождения на Дальнем Востоке"59. Благодаря влиянию этой партии султан Абдул Азиз пожаловал Якуб-беку титул "мир эль муменин", который ранее носили багдадские халифы60. Была достигнута договоренность, что на деньгах, выпускаемых в Джетышааре, как называлось государство Якуб-бека, будет надпись турецкого султана как главы мусульманского мира61.
         Посол кашгарского правителя был встречен очень радушно, и ему для передачи Якуб-беку были презентованы винтовки и современное военное снаряжение как новому поборнику ислама62.
         Для упрочения идейно-политической общности между Оттоманской Портой и Джетышааром налаживаются устойчивые контакты. Так, Мохаммед Якуб, пасынок сестры Якуб-бека, в свое время находился в Константинополе и пользовался расположением турецкого султана. По приезде в Кашгар на него была возложена задача установить хорошие отношения с Турцией63.
         В свою очередь, эмиссары турецкого двора приезжают к Якуб-беку и пользуются его доверием. "Проживающий в Константинополе кашгарец (дервиш) Худа-верды,- гласит архивный документ,- отправился в Кашгар с письмом о вступлении на престол нового султана и с другими письмами от духовных лиц Константинополя"64.
         Из числа турецких представителей, находившихся среди ближайшего окружения Якуб-бека, во многих источниках называется имя Заман-бека (Заман-хан-эфэнди)65.
         Якуб-бек наглядно продемонстрировал признание сюзеренитета турецкого султана. Оттоманский флаг стал знаменем государства Джетышаар66. С именем Абдул-Азиза Якуб-бек чеканил деньги67. Это он делал не только из-за благочестия, но и надеясь на помощь Турции в борьбе с Китаем68.
         Турецкий двор, в свою очередь, оказывает Якуб-беку не только моральную, но и материальную поддержку. В Кашгар "были привезены из Турции, - говорится в одном из русских архивных материалов,- винтовки, 2200 пистонных со штыком ружей, 8 нарезных орудий, 2000 разрывных зарядов"69. Эту информацию подтвердил и дополнил по ознакомлении на месте А. Н. Куропаткин. В Константинополе посол Якуб-бека приобрел 6 тысяч ружей и 6 орудий70. Кроме того, один из приехавших турок устроил в городе Кашгаре завод, изготовлявший весьма хорошие капсюли к курковым ружьям71. Турецкие инструкторы реорганизовали армию Якуб-бека72, в ней действовал турецкий устав73.
         Участие Оттоманской Порты в борьбе против империи Цин не осталось без внимания у цинских правителей "Предводитель кашгарских мусульман, изменив нам, примкнул к Турции", - говорилось в докладной трону74. Правда, наместник провинции Шэньси-Ганьсу Цзо Цзунтан, на которого было возложено подавление восстания мусульман на северо-западе, довольно скептически оценивал значение участия Турции в делах Якуб-бека. "Что касается Турции, - докладывал Цзо трону, - то мощь этого государства развалилась, оно не представляет собой, как прежде, центра вселенной"75.
         Создание государства Джетышаар в Кашгарии явилось одним из проявлений возрождения независимого духа ислама в Азии, и в частности в пределах империи Цин. Здесь, помимо Кашгарии, в первой половине XIX в. в провинции Юньнань боролось за свою независимость некитайское, мусульманское по вероисповеданию, население. Есть данные76, которые дают основание полагать, что события в Юньнани не были локальным выступлением местных мусульман, но были связаны с антицинской борьбой мусульман Северо-западного Китая (провинции Шэньси-Ганьсу).
         В результате антицинского выступления в Юньнани был создан мусульманский султанат. Об этом мусульманский мир был извещен специальной прокламацией, написанной по-арабски, в которой, в частности, говорилось: "О, последователи Магомета! Говоря вам, как обстоят у нас дела, мы воздаем благодарность всемогущему. Вам следует радоваться милости, которую Всевышний явил нам. Бог даровал нам храбрость и вселил страх в сердца идолопоклонников, поэтому мы, повелением Всевышнего, разгромили их... Поэтому мы поставили мусульманского султана, он благоразумен, справедлив и великодушен. Его имя Садык, иначе Сулейман. Он теперь установил мусульманский закон. С того времени, как мы сделали его нашим имамом, мы были волею Господа очень победоносны... Город язычества стал городом Ислама"77.
         Анализируя внутриполитическое развитие Китая во второй половине XIX в., В. П. Васильев отмечает то обстоятельство, что "мусульманство спешит вознаградить себя в Китае"78, а именно: оно намеревается утвердиться как политическая сила, высказав такое стремление "в двух до сих пор еще продолжающихся инсуррекциях..."79.
         Во второй половине XIX в. восстания мусульман в Китае направлены не только против произвола цинских властей, но и на учреждение мусульманской государственности.




Главная страница
Сайт управляется системой uCoz