Главная страница
Veten - Родина - Motherland
Восточный Тянь-Шань (Китай-2002)
Сведения о районе путешествия

       Синьцзян-уйгурский автономный район (СУАР) – северо-западная окраина Китая, занимает 1,66 млн. кв. км, население – свыше 15 млн. чел. Рельеф СУАР включает три горные системы и две низменности. На севере района – Алтайские горы, на юге – горная система Куньлуня, посередине – Восточный Тянь-Шань. Последний делит территорию СУАР на две части, резко отличающимися по природным условиям: Северный Синьцзян и Южный. К северу от Тянь-Шаня лежит Джунгарская низменность; к югу от Тянь-Шаня находится Таримская низменность, большую часть которой занимает пустыня Такла-Макан.


Общегеографическая характеристика района

         Восточный Тянь-Шань (по книге «Физическая география Китая» под ред.В.Т.Зайчикова; см. орографическую схему Китая)

         Горные хребты Тянь-Шаня имеют большую высоту, отличаются кулисообразным расположением, в значительной части выходят за пределы снеговой линии и в высокогорных районах носят альпийский характер. Значительно отличается по своим природным условиям от остального района котловины: Турфанская, Хамийская, Илийская, а также долины Малого и Большого Юлдусов.
         Предгорья Тянь-Шаня образуют всхолмлённую полосу часто с плоскими платообразными вершинами высотой до 1500-1800 м. Южные склоны круты и засыпаны мощным слоем дресвы и щебня с корочкой пустынного загара.
         Северная часть Восточного Тянь-Шаня, отделяющаяся от Южной долиной реки Или на западе, начинается высоким хребтом, носящим название Беджин-Тау. Этот хребет берёт начало в Казахстане и тянется до озера Сайрам-Нур, его длина – около 240 км, максимальная высота – около 5000 м, в высокогорной части имеются небольшие ледники. К югу от озера Сайрам-Нур начинается система хребтов Боро-Хоро, протяжением около 1200 км. Входящие в эту систему хребты составляют сплошную цепь, почти без перерыва тянущуюся с запада на восток, где достигают 5500 м; в связи с этим увеличивается и оледенение. Всего в этой части Тянь-Шаня насчитывается 50 ледников. Высокогорная область представляет сочетание высочайших скал и глубоких ущелий. Альпийские формы рельефа свойственны также хребту Ирен-Хабирга, стыкующимся с Боро-Хоро на востоке.
         К югу от хребта Боро-Хоро, отделяясь от него долиной реки Каш, протягивается невысокий и довольно плоский хребет Аврал. В Манасском горном узле этот хребет повышается, к нему примыкают хребты Укэн и Джаргес, поднимающиеся выше 3000 м. К востоку от хребта Укэн (Текен) лежит полоса опусканий, проходящая через Турфанскую и Хамийскую впадины. Северное обрамление этих депрессий представляет собой горные цепи, отличающиеся большой высотой и оледенением. Наибольшая высота цепей наблюдается в горном узле Богдо-Ула; массив Богдо-Ула имеет форму пирамиды с тремя заснеженными пиками; высота наибольшего из них – 5445 м. К востоку от Урумчи возвышается невысокий хребет Богдошань, отделённый понижением от хребта Баркуль-Таг.
         Крайний восток системы образует цепь Карлыктаг. Эта горная группа, состоящая из трёх больших хребтов, имеет вновь большие высоты (до 4925 м), и, несмотря на большую сухость климата, здесь имеются небольшие ледники. С юга Турфанскую впадину окаймляют хребты Борто-Ула и Чолтаг. Чолтаг невысок (менее 2000 м), его восточный край теряется в равнинах Гаушаньской Гоби.
         Связующим звеном между северной и южной цепями Восточного Тянь-Шаня является водораздельный хребет Нарат, он соединяет хребет Ирен-Хабирга с Халыктау.
         К югу от долины реки Или протягиваются хребты южной ветви Восточного Тянь-Шаня – Кетмень, Кок-Шаалтау и Халыктау. Общее протяжение всех трёх хребтов около 1000 км, ширина их колеблется около 40 км, средняя высота 4000-5500 м. Южная ветвь Тянь-Шаня ниже северной, наибольшие высоты находятся на западе. В высокогорной зоне можно наблюдать альпийские формы рельефа, пики, мощные ледниковые троги, встречаются высокогорные тектонические долины. Для этой группы характерно наличие депрессий (Байская, Таушкан-Дарьинская, Сараджасская, долина Юлдусов и др.). Хребты южной ветви Восточного Тянь-Шаня имеют более ста ледников, чаще каровых; обнаружены следы древнего оледенения.
         Климат северных и южных склонов Тянь-Шаня различен. Северные предгорья не отличаются по климату от соседней Джунгарии. С поднятием в горы быстро растёт количество осадков. В высокогорном поясе развивается обширное оледенение. Южный склон имеет более мягкий климат, суровая сибирская зима не переходит за пределы северного склона. Влияние пустыни Кашгарии чувствуется не только в повышении температуры в холодный период года, но также в увеличении сухости южного склона, где растительность, несомненно, беднее, чем на северном склоне. «Соседняя пустыня кладёт мёртвую печать на эту сторону Тянь-Шаня» (Н.М.Пржевальский). Некоторые исключения из общего правила связаны с особенностями орографии данного района. Так, сухими являются хребты северо-западной части Северного Тянь-Шаня, которые находятся под влиянием «тени» Джунгарского Алатау, улавливающего главную массу осадков. Хребты, делающие изгиб у Урумчи, получают большее количество осадков, а хребты, лежащие позади них, наоборот, очень сухи, так как они ниже первых по высоте и попадают в зону их «тени».
         Растительность Тянь-Шаня весьма разнообразна, в особенности вдоль его северного склона. Северные предгорья Тянь-Шаня покрыты лугами и степью с ковылём, здесь растёт также полынь, кипец, дерисун, весной цветёт герань, дымянка, житник, повсюду разбросаны кусты можжевельника, жимолости, таволги; изредка попадаются шиповник и дикая яблоня. Степи предгорий представляют собой прекрасные пастбища. С высотой около 1800 м на северном склоне Тянь-Шаня начинаются хвойные леса, которые поднимаются до высоты 2700 м и более. Нижняя часть пояса лесов состоит преимущественно из сибирской лиственницы, выше появляется ель, но чистых еловых лесов она обычно не образует. По горным долинам в глубь гор проникают тополь и различные кустарники. Лиственные леса встречаются в Тянь-Шане лишь оп речным долинам восточнее реки Манас. Еловые леса Тянь-Шаня отличаются отсутствием папоротника, ягодников и грибов, мох же встречается только в самых тенистых и влажных местах. Это явление объясняется большой сухостью климата.
         Выше хвойных лесов следует зона альпийских лугов. Они мало отличаются от лугов Джунгарии. Цветение начинается здесь ещё в то время, когда не весь снег стаял; цветут тюльпаны, лютики, голубой прострел.
         По южным склонам Тянь-Шаня леса, несомненно, беднее, они не отличаются такой густотой и разнообразием видов, как на северном склоне. Хотя здесь встречается лиственница и ель (в северной части Восточного Тянь-Шаня), однако большая часть южного склона южной ветви Тянь-Шаня лишена, как правило, растительности; встречаются только кустарники. Лишь у южных подножий Тянь-Шаня появляются оазисы с возделанными землями и яркой зеленью садов. К таким оазисам относится Карашар, лежащий в Баграшкульской котловине, Курля, Хами, Турфан, Токсун и ряд других.
         Животный мир Тянь-Шаня0 богат, но в нём уже меньшую роль играют сибирские виды. Здесь водятся марал, белокоготный бурый медведь, кабан, косуля, которая к востоку исчезает; уменьшается к востоку и количество медведей. В альпийской области немало архаров и диких козлов. Птиц в лесах очень много; здесь обитают синицы, пеночки, кукушка, дятел и целый ряд других. Южный склон Тянь-Шаня и в отношении животного мира беднее северного.
         Своеобразие природных условий заставляет рассматривать котловины Восточного Тянь-Шаня отдельно.
         Илийская долина является самой обширной в Тянь-Шане; она принадлежит Синьцзяну своей верхней частью. Долина реки Или представляет собой понижение, длиной в 100 км и шириной в пограничной полосе 90 км, а в верховьи – в месте слияния Текеса и Кунгеса (Кюнеса) – около 20 км; средняя высота – 700 м над уровнем моря. Долина является тектонической впадиной; в центре с поверхности она сложена лёссовидными суглинками и глиной, образующих ровное, как стол, дно её; местами на правом берегу реки встречаются бугристые пески.
         Климат Илийской долины имеет своеобразные черты. Долина открыта на запад, поэтому сюда свободно проникают влажные ветры западных направлений, тогда как в другие районы Синьцзяна им доступ закрыт. Вследствие этого долина имеет климат более влажный, чем в остальных межгорных понижениях Тянь-Шаня, но отличающийся суровой зимой. Средняя январская температура около –15, морозы бывают до –50, зима длится с ноября по март, снег лежит длительное время и его мощность превышает 50 см. Весна дождливая, лето очень жаркое, температура может подниматься до 40, осень ясная и сухая, как повсюду в Джунгарии. Реки, орошающие долину, питаются горными ледниками и полноводны в июле. В это время они могут повышать свой уровень на 1-1,5 м, превращаясь в опасные для переправы буйные потоки, тогда как в обычное время они легко переходятся вброд. Реки, начинающиеся ниже снеговой линии, в летнее время сильно мелеют, а иногда даже пересыхают.
         Илийская долина занята сухой степью, нередко засоленной, а вдоль течения реки Или и долины Текеса и Кунгеса – заболоченной с густыми зарослями осоки и камыша. Фауна Илийской долины также не отличается богатством и разнообразием. Имеется много змей, ящериц и разнообразных насекомых, особенно комаров.
         К востоку от хребта Нарат расположены котловины Большого и Малого Юлдусов. Полагают, что они представляют собой дно бывшего здесь в прошлом озера. Котловины вытянуты с запада на восток по течению рек на расстояние более 200 км; они лежат на высоте 2200-2700 м и окружены хребтами, выходящими за пределы снеговой линии. Юлдус состоит из двух частей: Большого Юлдуса, занимающего более обширную западную часть котловины, и Малого Юлдуса, расположенного в меньшей, северо-западной части. Малый Юлдус от Большого отделяет горная страна Далдын-Дабан (хребты Улугс, Саармин, Ямату, Уроян – с запада на восток).
         Климат Юлдусов благодаря их большой высоте суровый, зимой часты снегопады и снежные метели, средняя январская температура –13, но может снижаться до –30. Наблюдаются горно-долинные ветры – вечером и ночью с востока, а днём с запада. Лето жаркое, отмечалась температура до 40, но дневная жара сменяется чрезвычайно холодными ночами. Котловины заняты прекрасными лугами, представляющими собой богатые пастбища. Имеются засоленные участки с низкой солянковой растительностью. Вдоль рек много болот.
         Животный мир Юлдусов очень богат; тут водятся крупные млекопитающие: два вида медведя – бурый и чёрный, архары, и, несмотря на безлесье, - маралы и косули, много грызунов – сусликов, полёвок и сурков. Вблизи рек на болотах водятся водоплавающие птицы, много перелётных птиц.
         В юго-восточной части Восточного Тянь-Шаня находится Турфанская впадина. Длина её – 185 км, а ширина у Турфана – около 50 км. Котловина вытянута с запада на восток и опущена в самой низкой части на 154 м ниже уровня океана. Это второе в мире по глубине понижение участка земной суши (после Мёртвого моря в Иордании). В средней части котловины в широтном направлении проходит хребет Тау-Тау; он делит её на две части: северную и более пониженную – южную. Во внутренней части котловины расположены пески, всхолмлённые в барханы. Котловина окружена хребтами, северные цепи несут на себе снеговые вершины, но они имеют удобные перевалы, через которые проложена шоссейная дорога, с юга котловину окружают хребты Чолтага. В восточной её части находятся пески Кумтаг, распространяющиеся вплоть до предгорий Чолтага. В других окраинных районах встречаются россыпи камней и гальки. Местами поверхность покрыта выцветами солей.
         Для котловины характерны очень высокие амплитуды колебания температур и давлений. Здесь часто дуют сильные ветры из Джунгарии, иногда переходящие в бури (особенно весной и летом). Ветер поднимает в воздух гальку размером с грецкий орех. Порой во время бурь приостанавливается движение по дорогам. Окаймляющие котловину с севера хребты Восточного Тянь-Шаня снижаются в районе Чингичинзы на участке протяжением более 100 км. Через эти понижения происходит обмен воздушными массами между Джунгарской и Кашгарской котловинами. Холодный воздух Джунгарии нередко прорывается на юг со страшной силой; особенно сильны такие бури весной, когда они ломают ветки на деревьях, убивают животных, переворачивают повозки. Через Даванчинское (Дабанчи) понижение в Турфанскую котловину прорываются ураганы, сила которые наиболее велика на выходе их котловины у оазиса Токсун.
         Зимой здесь температуры в течение трёх месяцев держатся ниже 0 (до -2), но снег вследствие крайней сухости воздуха тотчас испаряется. В течение трёх летних месяцев температура держится выше +30 (отмечалась максимальная +49), на солнце - до +64. Относительная влажность воздуха большую часть года держится ниже 16 %. Таким образом, в Турфанской впадине все черты континентального климата Центральной Азии выражены наиболее резко.
         Котловина бедна водой, в особенности поверхностной. Имеется несколько небольших речек без устья. Сухие русла пересекают равнину в различных направлениях. Кое-где встречаются тёплые ключи и минеральные источники. Население использует для орошения грунтовые воды, залегающие нередко на очень большой глубине.
         Почвы котловины отличаются высоким плодородием; они формируются на лёссовидных буро-жёлтых суглинках. Центральная часть котловины занята степью, окраины – каменистой песчаной пустыней. Степь сухая, с редким травостоем, прерывается нередко засоленными участками. Среди растений господствует полынь, колючки, тамариск, джинтак, сугак и солянки. Только оазисы выделяются на общем серовато-жёлтом фоне яркой зеленью полей и садов.
         К востоку от Турфанской впадины располагается Хамийская котловина. С севера её окружают окраины Восточного Тянь-Шаня, выходящие за пределы снеговой линии. Котловина представляет собой дикую бесплодную пустыню, местами покрытую выцветами соли, местами галькой. Растительность крайне редкая, типично пустынная: тамариск, колючки, солянки.


Прочая информация о районе путешествия

         Население. Горные районы по маршруту мало населенны, преимущественно кочевниками-скотоводами и жителями небольших посёлков вдоль автомобильных дорог, оказывающих услуги транзитному транспорту; в низовьях горных долин незначительно развито растениеводство. По оазисам Турфанской впадины население возделывает сельско-хозяйственные культуры; здесь немало крупных и мелких посёлков, есть города. Остальные пространства пустынны, почти незаселенны. Аналогичная картина вдоль северных склонов хребта Богдо-Шань. До десятка населённых пунктов (большей частью очень мелких посёлков) лишь вдоль дороги Урумчи - Джимсар. Города на маршруте: Урумчи – столица СУАР, более 1 млн. чел.; Турфан – областной центр, 40 тыс.; Джимсар, Токсун, Куйтун – районные центры; Фуканг – провинциальный городок.
         Более трёх десятков национальностей: преимущественно уйгуры (3/4 населения Турфанской области), ханьцы (этнические китайцы), хайцы, моголы, ближе к западным границам - казахи, киргизы, таджики, дауры, русские и т.д.
         Уйгурский сепаратизм. Уйгуры – древнейшая тюрко-язычная народность. Их Джунгарское ханство было завоёвано ханьцами в середине 18 века, получив название «Синьцзян» - «новые земли». В 1955 г. провинция Синьцзян преобразована в СУАР.
         Руководство Китая поощряет массовое переселение этнических китайцев в СУАР. Это вызывает недовольство уйгуров и других представителей этносов Синьцзяна. На сегодняшний день уйгурские сепаратисты ведут работу, по созданию в СУАР независимого государства Уйгурстан или Восточный Туркестан. В 1996 г Всемирным уйгурским курултаем выбран мирный путь, как наиболее приемлемый на пути создания Восточного Туркестана. Борьба уйгуров за отделение Синьцзяна от Китая сопровождается человеческими жертвами. В 2000 г на юге СУАР прошли массовые волнения с требованием предоставить уйгурам независимость, которые были жестоко подавлены частями регулярной армии Китая. В том же, 2000 г властями Китая были казнены несколько сепаратистов, причём в Урумчи - казнили публично.
         Визы. Китай - безвизовая страна с 2000 года, но только для организованных групп. Если туристов не менее пяти человек, российская турфирма оформит их как группу и выдаст необходимые документы для безвизовой поездки в Китай. Стоимость услуги - $ 30. Заехав группой, туристы обязаны находиться вместе, а главное - вместе выехать из страны, поскольку документ один на всех.
         Через турагентство можно оформить индивидуальную визу в Посольстве Китая в Москве. За эту услугу берут от $120 до $150. Консульство Китая в Екатеринбурге откроется в 2003 г.
         Есть промежуточный вариант. Вас включают в список группы, отправляющейся в Китай по турпутёвкам. У Вас свой билет на тот же авиарейс и стоимость тура Вы не оплачиваете. По прибытию в Китай Вас открепляют от группы. Организационные хлопоты берут на себя представители турфирмы. Стоимость открепления $ 78, оформление за один день.
         Теперь у Вас легализованное право индивидуального пребывания в Китае сроком (в нашем случае) на полтора месяца. Крайний срок включения в группу - за день до вылета.
         Авиабилеты приобретались в оба конца. Дата обратного вылета открытая, но льготный тариф «туда-обратно» действителен на срок не более месяца. Рейс на Урумчи по понедельникам, иногда дополнительный по субботам. Места есть всегда, билет купить можно в аэропорту перед вылетом. По письму от Министерства физической культуры, спорта и туризма Правительства Свердловской области нам продали билеты со скидкой 30%. Провоз велорюкзаков – в салоне, велосипедов (в чехлах, колёса сняты) в багажном отсеке. Доплаты за крупный габарит или превышение допустимых 30 кг багажа не потребовалось. При вылете из Урумчи взимается сбор аэропорта 90 юаней с пассажира.
         Таможня – ни российская, ни тем более китайская, не проявила интереса к нашему багажу.
         Медицинская страховка для иностранных туристов в Китае не является обязательной. Мы отвергли её по нескольким причинам. Первое, половина состава группы - врачи. Второе; посещение страховых фирм убедило в том, что в нашей ситуации они могут оказаться полезны едва ли не в одном случае. А именно – при необходимости репатриации тела. Вероятность такого печального исхода была, на наш взгляд, слишком мала. Каких-либо обязательных прививок против инфекционных заболеваний, медицинских справок при въезде в Китай не требуется.
         Режимных территорий, пограничных зон, заповедников по пути следования группы не было. Разрешений органов власти на проезд группы российских велотуристов по Синьцзяну, и Китаю в целом, не требуется. Паспорт просили показать три раза: в «Турфан-Отеле», при выходе на перрон ж.д.станции в Алагуку и в аэропорту. Потеря загранпаспорта – очень серьёзная проблема. Желательно иметь его ксерокопию и какое-нибудь иное удостоверение личности, которое можно держать поближе, не особо опасаясь его потерять. В моём случае это были водительские права, они устраивали всех тех немногих интересовавшихся: кто я такой. А по большому счёту – никому в Китае дела нет до того, кто Вы и куда едете на своём велосипеде. Тем не менее, большим подспорьем явилась «охранная грамота» от «КСА». Когда наши интересы того требовали, она без лишних слов объясняла наш статус и необходимость особого к нам подхода. С ней мы сэкономили немало денег, проходя бесплатно там, где их взимают.
         Язык. В западных районах Синьцзяна (долина р.Кюнес, например) многие граждане Китая не знают китайской грамоты. Это территории уйгуров, у них арабское письмо. На бытовом уровне, при определённых навыках общение не вызывает особого труда. Тем более что язык уйгуров тюркского происхождения, как и языки народов среднеазиатских республик бывшего Советского Союза.
         Разговорники без дублирования слов и фраз на китайском языке (иероглифами) брать не следует, слишком много тонкостей правильного произношения. Говорите на своём родном языке, показывая на предметы, о которых идёт речь, подкрепляя её жестикуляцией и мимикой - Вас поймут. Ключевые слова Вашей фразы можно найти и показать собеседнику в словаре, желательно двойном: русско-китайском и китайско-русском. В Урумчи нередко говорят на русском, особенно в кварталах, прилегающих к торговым терминалам возле Бенджан-отеля.
         В районах, посещаемых иностранными туристами (в Турфанской впадине), отдельные представители сферы услуг, полиции говорят на английском. Учащаяся молодёжь зачастую также немного владеет английским и, общаясь с нами, с готовностью использует удобный случай испытать на практике свои знания.
         Карты местности необходимо иметь и на китайском, и русском языке. Оптимальный вариант – «два в одном». Я отсканировал фрагмент (А4) китайской карты и продублировал в нём на русском названия населённых пунктов, географических объектов. Распечатанный и ламинированный с обеих сторон этот двуязычный вариант карты исправно прослужил нам весь поход. По одной ксерокопии было выдано каждому участнику в личное пользование, чтобы они могли удовлетворить интерес относительно своего местонахождения.
         Валюта – курс юаня: 8,2 за $1.Обменные пункты видели только в Турфане и Урумчи.
         С просьбой помочь поменять валюту лучше обратиться к представителям фирмы «Рочер». На маршруте, если нет юаней, то частное лицо может принять доллар США в оплату, но не везде, не всегда и неохотно.
         Полиция – не навязчива, вместе с тем - неизменно отзывчива, обходительна и терпима.
         Безопасность. Ксенофобии по отношению к иностранцам – носителям чужой культуры, а мы такими являлись, не чувствовалось, скорее наоборот: интерес и сочувствие к нашей тяжелой доле. Криминальные происшествия также, видимо, удел столичного, торгового Урумчи. Характерная деталь: сиденье водителя такси в обязательном порядке огорожено металлической решёткой от пассажиров сзади и спереди. Со слов представителей турфирмы «Рочер»: кража, грабёж и разбой в отношении российского шоп-туриста, приехавшего с деньгами, не столь редкое явление. Не следует показывать крупные суммы, носить деньги и другие ценности в легкодоступных местах, гулять в одиночку, по неухоженным кварталам. Ночевать можно где угодно: в полях, у дороги или реки, в парке. Но если вы не у кого-то в гостях, кто хоть как-то отвечает за вашу безопасность, то лучше всё-таки разместиться подальше от любопытных глаз, а велосипеды скрепить замком.
         Связь - очень многие китайцы среднего класса имеют мобильные телефоны. Представители «Рочер» предложат взять такой, чтобы Вы могли в любой момент и по любому вопросу связаться с ними. Телефонизированы некоторые автострады: от Куйтуна до Урумчи через каждые два км стоит телефон-автомат, питание от солнечной батареи. Электронная почта есть даже на небольшом ж.д. разъезде Харг, в кабинете у начальника станции.
         Автострады очень хорошего качества, проходят в стороне от населённых пунктов, скорость ограничена 120 км/час, по обе стороны каждой из встречных полос имеется непрерывное ограждение, двухметровая обочина обозначена сплошной линией, перекрёстков нет – развязки по мостам. Эти дороги платные, с интервалами в несколько десятков км стоят КПП. Контрольно-пропускной пункт: в голой степи административное этажное здание, напротив него шоссе разбивается на 3-4 полосы в обоих направлении; каждая полоса перегорожена шлагбаумом, рядом будка оператора-кассира. У проходящего автотранспорта он принимает оплату за проезд до очередного КПП. Движение низкоскоростного транспорта здесь запрещено, но где-то параллельно обязательно идёт обычное шоссе. Качество дорожного покрытия у него похуже, оно бесплатное, заходит в посёлки и порой проложено по более пересечённому рельефу. АЗС не часты.
         Торговые точки. В Урумчи крупные магазины работают в привычном режиме самообслуживания. На многочисленных больших и малых рынках можно купить товар на развес и подешевле. Мы закупали продукты в провинции. Крупных магазинов и рынков здесь нет. В частных торговых павильонах можно успешно торговаться, но обычно здесь ассортимент «ларьковый», продукты подобраны по принципу «открыл и съел». Может быть сухое молоко, сахар, рыбные консервы. Колбас, мясных консервов не видели ни разу (кроме колбасного фарша в Фуканге), видимо, местным жителям хватает свежего мяса. Рис, мука, макароны, растительное масло - это продаётся в небольших лавках, торгующих только этим товаром, и, как правило, покупают здесь оптом. Лаваш, булочки – возле многочисленных пекарен. Овощи, арахис, фрукты, бахчевые культуры – у частных торговцев, раскладывающих свой товар по тротуарам, вблизи перекрёстков дорог. Продают охлаждённую минеральную воду и напитки компании «Кока-Кола». Вся эта торговля располагается вдоль одного-двух кварталов в центре населённого пункта. В глубинке, в крошечных посёлках, живущих обслуживанием транзитного транспорта, если есть уличная торговля, то обычно ассортимент следующий: свежее мясо, овощи (лук, перец, капуста, помидоры, баклажаны, редко – картофель, морковь), лаваш, дыни. В лавках товаров первой необходимости можно купить спички, мыло, но основной товар - водка, пиво и сигареты. В горах при крайней нужде такие продукты как рис, растительное масло, хлеб, овощи - можно купить на пищеблоках станций дорожно-ремонтных служб или в придорожных харчевнях.
         Стоимость некоторых товаров в юанях за кг: рис - 2; сахар -3,5; сардины в масле (400г) -5; молоко (литр) -2; арахис -2; помидоры -0,5; лаваш (шт) -1; яйца (шт.) -0,4; мыло хоз.(100г) -1,5. Дорого то, что для обывателя не считается необходимым и рассчитано на средний класс или иностранцев: бисквиты, кока-кола, кофе и т.д. Вследствие очень сухого климата виноград Турфана отличается высоким содержанием сахара – до 26 %. Изюм, сушёные дыни, курагу здесь продают повсеместно. Но по 312-му шоссе вдоль Турфана эти дары полей и садов дороже раза в полтора-два, т.к. предназначены в основном для проезжающих туристов. В самом Турфане мы купили отличный изюм у местного жителя – он сушил виноград возле своего дома. За 10 кг 60 юаней, при этом продавец не мог скрыть радости от столь выгодной для него сделки.
         Общепит в провинции - целиком мелкий семейный бизнес. Харчевня – небольшой обеденный зал и кухня. В последнюю можно, и нужно, пройти, чтобы согласовать с поваром - из каких продуктов и что именно он будет для Вас готовить; отказаться от всех (до двух десятков) специй и приправ или выбрать для себя что-либо приемлемое. Здешняя кухня очень острая. В более-менее оживлённых местах харчевни россыпью, поэтому в каждой посетителей немного, если вообще есть. По этой причине готовой пищи там не держат, да и хранить негде. Заказ приходится ждать минут сорок, зато зелёный чай есть всегда и бесплатно. Готовят обычно лапшу (наподобие лагмана) с мясом и овощами или рис (наподобие плова) с обжаренными в масле овощами, мясом; овощной салат. Вместо печёного хлеба - приготовленные на пару булочки. Интересоваться о стоимость обеда следует заранее. Всегда можно торговаться, упирая на то, что вас группа. На самом деле используемые продукты очень дёшевы и десять юаней за обед на четверых – обычная конечная цена. Едят палочками - они одноразовые и в упаковке, так что их чистоте можно доверять. По Вашей просьбе принесут ложку, но лучше пользоваться своими: и ложкой, и кружкой. В более респектабельных столовых, кафе крупного города или туристского центра цены выше раз в пять-десять.
         Наше питание на маршруте. Завтрак и ужин мы готовили сами, обедали в харчевнях, пережидая полуденный зной. Готовили макароны, рис (других круп не видели) и кукурузу (собрали в поле початки и налущили в дорогу). В каши добавляли консервы, если готовили на сухом молоке, то – изюм. Хлеб брали в пекарнях. Чёрный чай взяли из России, так как в Северо-Западном и Центральном Китае чай только зелёный. Для перекусов везли изюм, арахис, сухой творог, по дороге брали дыни, арбузы, виноград. Кипячёную воду, чай возили с собой. Ёмкости заправляли с утра и в течение дня в харчевнях. В высокогорье много чистых ручьёв. Готовили на примусе, дрова для костра бывали редко. Не следует покупать без предварительной дегустации, и сразу на всю группу, незнакомые продукты. Несколько раз нас угощали, отказываясь брать деньги за еду. Вся стоимость питания на маршруте обошлась нам по сто юаней на человека.
         Информацию по маршруту собирать лучше у таксистов. Из-за своей дешевизны, а также недостаточности регулярного автобусного сообщения, это весьма распространённый вид транспорта, в том числе, на довольно длинные расстояния. Также помочь могут водители грузовиков и полиция. Не стоит спрашивать и доверять информации, полученной от простых тружеников, обывателей; ничем, кроме своей работы, семьи, они, как правило, не интересуются, да и просто не хватает на это времени. Из желания казаться компетентными они могут сообщить неверные сведения. Следует помнить, что расхожей единицей измерения повсеместно является «десяток».
         Сезонные факторы. Светает в 7 утра, через полчаса – светло; темнеет в 21.30, в 22 – темно. Часовые пояса: официальный, пекинский (по нему работают государственные службы), + 4 часа к московскому времени; местный, уйгурский (распространён в быту) +2 часа к московскому времени. Ледниковый паводок в июле. Во второй половине августа жара, видимо, немного спадает.
         Транспорт на маршруте В случае необходимости - сойти с маршрута и пересесть на автомобильный или железнодорожный транспорт можно почти в любой точке. Пассажирские поезда курсируют от Урумчи (через Турфанскую впадину) на восток: Хами - Ляньчжоу; на юг: Алагуку – Балгунтай – Карашар – Корла и далее на Кашгар. Областные и районные центры на маршруте связаны автобусным сообщением со столицей СУАР. Стоимость проезда в автобусе типа «Икарус» (Токсун – Урумчи) 23 юаня, в автобусе типа ПАЗ (Кюнес – Балгунтай) 20 юаней. Больше всего машин на дороге Урумчи – Турфан. Немного автотранспорта на участках Урумчи – Фуканг – Джимсар, Балгунтай – Кюнес. Ещё меньше между Токсуном и Балгунтаем (здесь преимущественно местные перевозки), между пос.Чарма и Куйтуном. Почти нет машин, а участками - нет вообще, по 217-й дороге от реки Кюнес до пос.Чарма. В городах, посёлках на равнине огромное количество велосипедов и мототранспорта: двух и трёхколёсных вариантов. Много мелких мастерских и частных умельцев, ремонтирующих велотехнику прямо под открытым небом.
         Варианты проезда к началу маршрута. Авиаперелёт наиболее комфортабелен, но дорог. Представительство КСА есть в Москве (тел.: 7519300; 7339175), Новосибирске (207735).
         Поезд. Из Алматы дважды в неделю (суббота, понедельник) уходит пассажирский поезд Алматы – Урумчи. Вагоны только купейные, стоимость проезда около $ 45. Билеты есть всегда, можно забронировать место за 10 дней (за услугу $ 2) по тел.: (3272)-503753 в международных кассах ст.Алматы-2. В пути Вы можете сойти с поезда на любой остановке, но в кассах билеты продают только до Урумчи. Если у Вас есть виза, то можно по казахским железным дорогам добраться до ст.Дружба – пограничного перехода Алашанькоу и там пересечь границу КНР.
         Автомобильным транспортом можно добраться до Алашанькоу или до погранперехода Хоргос. К Хоргосу из Алматы ходят грузовые и пассажирские такси $ 12/чел. Но казахские автобусы по Синьцзяну не ходят, и на погранпереходе придётся пересаживаться к китайским перевозчикам или ехать по Китаю своим ходом. Проконсультироваться по вопросам проезда автомобильным транспортом по маршруту Алматы-Урумчи можно в турфирме Ависта (3272)-397906.


Организация похода

         Информации об условиях пребывания в Китае туристов, путешествующих самостоятельно, в Интернете немного. Сведения эти, как правило, обрывочны, малодостоверны, исходят от туристов-одиночек и во многом субъективны. Каких-либо отчётов по спортивным путешествиям, в т.ч. велосипедным, по Китаю мы не нашли. Поэтому, информацию о существующих требованиях, предъявляемых к иностранным гражданам, группе, самостоятельно путешествующим велосипедистам, о возможных вариантах пересечения границы, о таможне, визах и прочих условиях пребывания в стране – обо всём этом нам пришлось собирать сведения из различных источников, чтобы иметь объективную и наиболее полную картину.
         Много проще было найти информацию о природных, культурных, исторических достопримечательностях Синьцзяна, о национальном колорите и политической обстановке в СУАР, который "кое-кто" называет китайской Чечнёй. Из традиционных литературных источников были использованы:

  1. Н.М.Пржевальский. От Кульджи за Тянь-Шань и на Лоб-Нор, ОГИЗ, М.,1947;
  2. Н.Рерих. Сердце Азии;
  3. В.И.Роборовский. Путешествие в Восточный Тянь-Шань и в Нань-Шань, ОГИЗ, 1949;
  4. Физическая география Китая, под ред.В.Т.Зайчикова, М.,«Мысль»,1964;
  5. Природа Синьцзяна и формирование пустынь Центральной Азии ред.Э.М.Мурзаева «Наука»,М.,1963;
  6. Северо-Западный Китай, В.Г.Калмыкова,1957;
  7. Скрайн, Китайская Центральная Азия, «Молодая гвардия»,1935;
  8. Китай, под ред.Тихомирова,1956.


велоклуб Урал-Марафон


5 самых читаемых статей на этой недели:
Главная страница
Сайт управляется системой uCoz