В исторической литературе интересующий нас район известен под названием "Восточный Туркестан". Он всего 200 лет назад был покорен Цинской империей и присоединен к Китаю в состав Чжун-го ("срединное государство") как его западная провинция под названием "Синьцзян", что означает "Новая территория" или "новая граница". История края связана с рождением и становлением уйгурской народности.
Уйгуры - один из древнейших тюркоязычных народов Центральной Азии с многовековой историей и богатой самобытной культурой, сыгравшей важную роль в ее исторических судьбах.
Родословная этого народа уходит вглубь веков и тысячелетий. Первые упоминания о ней встречаются в древнетюркских надписях, в старинных китайских летописях еще задолго до нашей эры под названием "Ойхорды", "Гунны", "Хуэйгу", "Гавгюй" (БСЭМ, 1956, т.44, с.59).
Историки прослеживают долгий и сложный процесс этногенеза этого народа, протекавшего в двух географических регионах - первоначально на ранее занимаемой уйгурскими племенами территории в долинах рек Орхона, Селенги и в местах его нынешнего обитания - в Восточном Туркестане. По китайским источникам до VIII в. до н.э. в верховьях желтой реки жили древние кочевые племена Ди, в южной Сибири обитали племена Динлины, а от Ордоса до Шаньдуна были племена "Жун". Эти племена являлись предками хуннов - (он-уйгуров), гавгуйцев (тогуз-уйгуров) и карлуков (уч-уйгуров).
Уйгуры в Восточном Туркестане издревле вели оседлый земледельческий образ жизни, южно-сибирские занимались рыболовством и охотой, алтайские кочевые уйгурские племена занимались скотоводством. В III в. до н.э. уйгурские племена создали кочевую державу - государство "Хунну". В IV-II в. до н.э. "Хунны" - в период правления империи Цзинъ и Хань вели неоднократно войны против Китая в результате чего последний оказался в зависимости от государства хуннов и был вынужден платить им дань.
В середине I в. н.э. хунны распадаются на северные и южные. Первые терпят поражение от сяньбийцев и жужан, а вторые - государство южных хуннов - просуществовало еще два века и распалось в III в. н.э.
Китайские источники указывают, что за указанный период главная масса хуннов (он-уйгуров) постепенно двигались на запад и получили название гуннов. Они в IV в. дошли до берегов Дуная и в V в. при Атилле достигли своего наивысшего могущества, угрожая даже Римской империи. После смерти Атиллы гуннский союз распадается.
Как сообщает В.Г. Марков (Древние Тюрки, М. 1976. с.69), в середине VI в. древние уйгуры вошли в состав могущественной империи - Тюрский каганат, включающий территорию от Прикаспия до Дальнего Востока. В начале VII в. некоторые уйгурские племена, объединившись под руководством Яглагара разбивают Восточно-Тюрский каганат и на развалинах этой империи возникает новый - Уйгурский каганат (Л.Н. Гумелев, М. 1976 г.). Последний существовал почти столетие (744-840). В него входил Турфанский оазис (Гавчан), Восточный - Туркестан, а также обширное пространство между Енисеем и Орхоном, где проживали киргизы.
Во время господства уйгурского каганата получила быстрое развитие культура, появилась письменность - уйгурский алфавит, усилилась культурная связь народов: культура уйгуров оказала сильное влияние на северных (Якутские племена) западных (Монголия) и южных (Семиречье) соседей. Однако в результате 20 летней войны с енисейскими киргизами, междоусобия и недружественной политики Китайской империи уйгурский каганат в 840 г. потерпел полное поражение. Затем в районе Восточного Туркестана возникли два княжества - Турфанское и Ганьчжоу, которые переросли в средневековое Уйгурско-Идикутское государство, просуществовавшее, как пишет Л.Н. Гумелев 5 веков (874-1369 гг.), которое также известно под названием государства Арсланханов.
В Х в. на юге-западе названного Уйгурского государства в Восточном Притяньшане возникает крупное царство - Караханидов. С этого времени уйгурский язык становится общим для населения обоих государств и усиленно протекает консолидация и этногенез уйгурских племен в единую народность. Появление в эту эпоху таких выдающихся литературных произведений средневековья как "Кутадку-билик" Юсуфа Баласагуна, "Диван лугат ат-тюрк" Махмуда Кашгари и других исторических памятников свидетельствует о высоком уровне культуры, искусства и науки государства Караханидов и Идикутов.
До VIII в. уйгуры исповедовали буддизм и христианство; позже (X век) к ним стали проникать ислам, который окончательно утвердился в XIV веке. С проникновением исламской религии резко затормозилось развитие культуры и искусства. Поэтому расцвет музыкального и изобразительного искусства древних уйгуров приходится именно на эпоху господства буддизма и христианства. Об этом свидетельствуют прекрасные образцы архитектуры и живописи, хорошо сохранившиеся в уникальных настенных росписях пещерного ансамбля "мин-уй" ("1000 пещер") во многих районах южного Синьцзяна, а также в наскальных изображениях в отрогах Тянь-Шанских гор имеющих мировое культурное значение. Исторические памятники свидетельствуют, что именно в эту эпоху происходит проникновение музыкальных инструментов в Китай, где на торжества императоров в царский двор приглашались уйгурские музыканты.
В связи с нашествием монголов в XIV в. просуществовавшее 5 веков уйгурское государство распадается на ряд мелких княжеств в составе Чагатайского улуса. В XVI в. в Кашгарии власть перешла от Чагатайского хана к ходжам, потомкам шейха Махмуд Азима под флагом исламской религии. Во второй половине XVII в. при ходже Аппаке Джунгарский Хан Галдан захватывает Восточный Туркестан.
Таким образом, исламская религиозная борьба между сторонниками "белогорцев" и "черногорцев" (два течения ислама в Восточном Туркестане) создали благоприятные условия для захвата внешними врагами этого края Джунгарским ханом Галданом, а затем маньжурской империей (Цинская династия), которая окончательно покорила Восточный Туркестан в 1759 г. Весь XIX век для Восточного Туркестана характеризуется многочисленными национально-освободительными восстаниями (1825-1828, 1857, 1862-1872 гг), продолжавшимися в первой половине XX века (1931-1933, 1945-1949 гг.). В южном Синьцзяне в 1933 г. была провозглашена исламская республика Восточный Туркестан, которая просуществовала всего 3 месяца, а на севере в результате победы революции трех округов против гоминдана в 1945 г. была провозглашена Восточно-Туркестанская республика, существовавшая до 1949 г.
Новая, современная, история Синьцзяна открывается со времени мирного освобождения его 7 округов от гоминдана и победой китайской революции в 1949 г.
1октября 1949г. была провозглашена Китайская Народная республика, а через 6 лет (в 1955 г.) была создана национально-территориальная автономия СУАР, 50-летие которой отмечалась I октября 1999 года.