Главная страница
Veten - Родина - Motherland
синьцзян-Уйгурский автономный район

         Синьцзян-Уйгурский автономный район (uyghurche, Shinjang Uyghur aptonom rayoni) сокращенно Синьцзян находится на северо-западной окраине Китая. Население 19,630 млн. человек (24-е место; данные 2004 г.). Столица и крупнейший город — Урумчи .

         География
         Район занимает срединное положение в Евразии, площадь 1,665 млн. кв. км, или одна шестая часть территории Китая. Синьцзян имеет сухопутную границу протяженностью 5600 км, сопределен с 8 странами, в древности являлся главным коридором на Шелковом пути.
         Основную часть территории занимают песчано-суглинистая Джунгарская равнина и Кашгарская равнина (Таримская впадина), в центральной части которой находится песчаная пустыня Такла-Макан . Между равнинами лежат высокогорные хребты Восточного Тянь-Шаня (высота порядка 7000 м).
         Основные реки — Тарим, верховья Или, Иртыша. Основные озёра — Лобнор, Баграшкёль, Эби-Нур. Реки обычно заканчиваются в озёрах или теряются в песках.
         Климат засушливый, резко континентальный, контрастный.

         Население Население 19,25 млн. человек (2000), из них 11 млн. человек — не ханьцы. Синьцзян населяют 47 национальностей, наиболее многочисленные из них уйгуры, китайцы (хань), казахи, дунгане(хуэй), ойрат-монголы , киргизы, сибо, таджики, узбеки, маньчжуры , дауры , татары и русские. Синьцзян — один из пяти автономных районов национальных меньшинств Китая.

         История
         История СУАР очень древняя и самобытная. На своей ранней стадии она тесным образом связана с союзом кочевых племен гуннов. «Зависимые от гуннов владения вскоре появились не только в бассейне р. Тарим, но и много западнее. Одно из них упомянуто китайским историографом в связи с событиями середины I в. до н.э.» . Таким образом ясно, что к началу нашей эры историческая родина уйгуров находилась под властью гуннов, которые были их наиболее древними предками. Затем, «...в течении всего 1 тысячелетия нашей эры в Центральной Азии и степной части юго-западной Сибири, в Семиречье и на Тянь-Шане, в рамках общих для тюркской этнической среды процессов, происходило сопряженное формирование культурных традиций, связанных с собственно-тюркским, огузским, кыргызским и кипчакским этногенезом... Группа токуз-огузских (уйгурских) племен в жестокой борьбе... все более смещалась в сторону западной части Ганьсу и в Восточный Туркестан, уже в середине VIII в. превратив Таримский бассейн в западную периферию своего государства».
         К середине VIII века произошло объединение и усиление девяти уйгурских племен (токуз-огузов). В 745 году они создали Уйгурское государство, центр которого находился на территории современной Монголии. Однако территория страны была более обширной и включала в себя, в частности, и северную часть современного СУАР. Уйгурский каганат начал слабеть к середине IX века. По различным причинам, в том числе из-за междоусобиц, природных катаклизмов, падежа скота. В 840 году каганат подвергся нападению северных соседей и был разгромлен. Уйгуры бежали на юг, юго-запад и запад. По разному сложилась судьба уйгурского народа. Та его часть, что переместилась на юг, в сторону Китая, в результате была частично уничтожена, частично ассимилирована. Те, кто переместился на юго-запад, создали Уйгурское Кянсуйское (Ганьчжоуское) государство на территории современной китайской провинции Ганьсу. Те, кто переместился на запад, основали вместе с местными уйгурами, которые всегда жили в этих местах, — известное в истории уйгурское буддистское государство (Уйгурское государство Идикутов), просуществовавшее почти 500 лет. Столицами этой страны были города Кочо (Турфан) и Бешбалык. Кроме того, местные оседлые уйгуры примерно в это же время совместно с другими тюркскими народами создали обширное государство Караханидов, со столицей в Кашгаре. Таким образом, «Утвердившись в конце I тысячелетия в Таримском бассейне и Джунгарии один из тюркоязычных племенных союзов, уйгуры, стал основным населением региона...»
         Следует отметить, что возможность воссоздания государственности уйгурами, переместившимися на юго-запад и запад, в отличие от тех, кто двинулся на юг, объясняется немаловажным обстоятельством. Мы имеем в виду тот факт, что в местах, куда прибыли эти два потока уйгурских беженцев, уже жила часть их соплеменников. То есть территории западнее и юго-западнее современной Монголии, и в то время входили в состав Уйгурского каганата и это были земли уйгуров. Отсюда совершенно ясно, что уйгуры, переместившиеся на юг, попали в собственно Китай, и поэтому подвергались уничтожению или достаточно быстрой ассимиляции. «Очень важными для исследователя являются и вопросы возникновения феодальных отношений среди оседлых и кочевых уйгуров, изучения истории становления их раннефеодальных государств (VI—IX вв), слияния кочевых уйгуров Орхона (Монголии) с оседлыми уйгурами Восточного Туркестана (в IX—X вв), создания уйгурами развитых феодальных государств: в Ганьсу — Ганьчжоуского, в Турфанском оазисе — Уйгурского идикутства и в Кашгарии — государства Караханидов, просуществовавших соответственно 200, около 500 и около 400 лет. Именно в эпоху Арсланханов и Караханидов в жизни уйгурского народа происходят огромные сдвиги, идет его дальнейшая политическая консолидация и упрочение независимости. На обширной единой территории — от Комула (на востоке) до Ферганы (на юго-западе) на землях двух уйгурских государств: Уйгурии Арсланханов и государства Караханидов — произошло слияние кочевых уйгуров с оседлыми уйгурами. Процесс консолидации уйгуров в единый народ завершился в IX—Х вв.»
         Здесь следует дать небольшое пояснение в плане использования терминов. Дело в том, что например, слово «Джунгария», широко используемое сегодня, вошло в научный оборот лишь после образования и усиления Джунгарского ханства, то есть после XV века. Таким образом, во время существования вышеупомянутых уйгурских государств, никаких джунгар еще даже не было, а значит, эта часть исторической родины уйгуров естественным образом являлась частью Уйгурии (СУАР). Тем более, что она входила в состав Уйгурского каганата, а затем именно там находилось Уйгурское государство Идикутов. Что касается использования здесь термина «Восточный Туркестан», то он лишь подчеркивает тот неоспоримый факт, что эта земля тюрков, а не монголов, китайцев или тибетцев. Другое дело, что это — историческая родина одного из тюркоязычных народов, а именно уйгуров, которые уже в то время составляли подавляющее большинство населения региона. Кроме того, другие тюркоязычные народы имели и имеют свои национальные территории в другой, западной части Туркестана. Таким образом, вся территория Уйгурии с IХ века была разделена между тремя уйгурскими государствами: на севере это Уйгурское государство Идикутов, на юге — Уйгурское Караханидское государство, на востоке — Уйгурское Кянсуйское государство. Практически все уйгурские области и крупнейшие города были объединены этими государствами. Говоря о городах, мы имеем в виду: Сандиб, Кумул, Турфан, Бешбалык, Карашар, Кучар, Аксу, Баласагун, Кашгар, Яркенд, Хотан и т.д.
         Существование трех уйгурских государств на территории исторического Уйгурии определило и их приоритеты взаимодействия с соседями. Из истории известны даже случаи и политического объединения частей Уйгурии с другими государствами. Так, Уйгурское государство Караханидов все время укрепляло взаимоконтакты с мусульманскими странами Центральной Азии и на определенном этапе объединившись с ними, имело границу аж до Амударьи. А скажем, Уйгурское буддистское государство Идикутов, например, при Чингиз-хана вошло в состав Монгольской империи на правах пятого улуса, то есть без войны. Более того «в 1209 году Идикут Баурчук – правитель уйгуров, отверг покровительство каракитаев, чтобы принять покровительство Чингиз-хана. Представитель Гурхана в Уйгурии — некто Чукам, находившийся в Турфане или Кара-ходже, был убит. Чингиз-хан, который всегда симпатизировал уйгурам, предложил свою дочь Алтун-бике в жены Идикуту». Что касается Уйгурского Кянсуйского государства, то оно вело интенсивную торговлю с Китаем и в XI веке было ликвидировано тангутским государством Си-Ся. Вошедший в состав Монгольской империи Уйгурия (Уйгурское государство Идикутов — добровольно, а Уйгурское государство Караханидов — путем военной интервенции), в XIII веке, после разделения империи между наследниками Чингиз-хана, практически полностью попал в улус его второго сына — Чагатая. Именно поэтому староуйгурский язык называют чагатайским. Лишь восточная часть страны — Турфан и Кумул вошли в состав улуса Угэдэя, — третьего сына Чингиз-хана, провозглашенного Великим ханом. О роли уйгуров в Монгольской империи широко известно. Здесь нам хотелось бы подчеркнуть лишь то обстоятельство, что уйгурская письменность, воспринятая монголами в качестве государственного письма, применялась на всем пространстве, подконтрольном монгольским правителям. Говоря конкретно об улусе Чагатая, отметим, что в его составе находились и земли, выходящие далеко за пределы исторического Уйгурии. В частности, это: современный Узбекистан, южная часть Казахстана, северная и восточная часть Афганистана, Таджикистан, Кыргызстан. Другими словами — это та часть Центральной Азии, которую принято называть Туркестаном. В середине XIV века из Чагатаева улуса выделяется Могольское государство, которое покрывало территорию Уйгурии. Слово «могол» является не этническим наследником слова «монгол», а скорее династийным его приемником. То есть основное население Моголистана было тюркоязычным, а точнее, они были уйгурами, но их правители считали себя потомками Монгольских ханов. Точно также, скажем, основатели Империи Великих Моголов в Индии не были этническими потомками монголов, но наследовали их династийное величие. Столицей Могольского государства был провозглашен город Бешбалык, уже бывший одно время столицей Уйгурского государства Идикутов.
         В XV веке уйгуры потеряли часть своего государства. Племена ойратов — западных монголов, закрепившись на севере Уйгурии, создали там сильное Джунгарское (ойратское) ханство. С тех пор эту часть исторической территории Уйгурии некоторые авторы ошибочно называют Джунгарией, хотя известно, что джунгары — это одно из монгольских племен. И если следовать такой логике, то все территории, некогда занятые монголами, вплоть до Адриатического моря, следовало бы назвать именами конкретных монгольских племен, а скажем, современную Монголию следовало бы назвать Уйгурией на том основании, что еще до Монгольской империи там была Уйгурская империя, или Уйгурский каганат. Как пишут исследователи этого периода «...ойратские (джунгарские) феодалы установили господство над уйгурами, киргизами и другими народами, населявшими Восточный Туркестан (в данном контексте — юг Уйгурии) и Джунгарию (в данном контексте — север Уйгурии)» Отсюда совершенно ясно, что: 1. Джунгары оккупировали территорию других народов, в частности, уйгуров, и 2. Признается, что уйгуры представляли собой основное население как Восточного Туркестана, так и Джунгарии, то есть, как юга, так и севера Уйгурии.
         Потеряв на время северную часть Уйгурии, уйгуры тем не менее вернули себе восток страны, а именно Турфан и Кумул, которые были затем исламизированы. «Старший сын Ахмеда — Мансур, после смерти своего отца, был признан как правитель Уйгурии, в Турфане, в Карашахаре и в Куче». В XVI веке Уйгурия приобрел новое название: Мамлакат и Могулия (Государство Моголия). Столицей этого государства был провозглашен город Яркенд. Особенностью Уйгурского государства в XVI—XVII веках является то, что политическая жизнь страны во многом определялась деятельностью ходжей. Две исламские секты ходжей — «белогорцев» и «черногорцев» на протяжении двух веков соперничали друг с другом за влияние в Уйгурии. В конце XVII века к власти пришел лидер белогорцев — Аппак Ходжа. Однако, продолжавшиеся склоки создали благоприятную почву для того, чтобы вся территория Уйгурии оказалась под влиянием джунгаров. На севере Уйгурии существовало достаточно сильное Джунгарское ханство, на юге Уйгурии — Уйгурское государство Моголия, попавшее в зависимость от джунгар.
         XVIII век явился для уйгурского народа периодом тяжелых испытаний. Территория Уйгурии подверглась оккупации, сопровождавшейся истреблением мирных жителей. Империя Цин начала завоевательные походы с восточной части Уйгурии. «За короткий срок маньчжуро-китайские войска овладели Хами (Кумул) и Турфаном. Однако их дальнейшее наступление в Восточном Туркестане не принесло им успеха». Это произошло в 1717 году. Интересно отметить, что продвигавшиеся далее войска империи Цин встретили сопротивление не только со стороны Джунгарского ханства, но и части уйгуров юга Уйгурии. Это вполне объяснимо, ибо конечная цель маньчжуро-китайской экспансии была ужасной. Осуществив захват этой территории, войска империи Цин стремились не просто «...окончательно ликвидировать ойратское государство, но и физически уничтожить ойратов как народ... Ойраты (джунгары) поголовно вырезались, несмотря на пол и возраст, что вызывало паническое бегство все большего числа людей на север, в пределы Российской империи» Таким образом к 1756 году северная часть Уйгурии была захвачена маньчжуро-китайскими войсками. Что касается южной части Уйгурии, то ее судьба была предрешена по той же причине. Мы имеем в виду междоусобные конфликты, умело используемые завоевателями. В связи с тем, что практически все ойратское (джунгарское) население Уйгурии было уничтожено, либо бежало, силами сопротивления на всей территории страны руководили потомки известного уйгурского религиозного авторитета — лидера секты белогорцев — Aппак Ходжи, — братья Бурханэддин и Ходжа Джихан. Однако уже на начальном этапе борьбы им противостояли черногорцы во главе с Яхья Ходжой. Следует сказать, что братьям Бурханэддину и Ходжа Джихану удалось разгромить своих политических противников, но сплотить население Уйгурстана перед лицом внешней опасности полностью не удалось. Будучи патриотами своей страны, братья Бурханэддин и Ходжа Джихан еще во время начала оккупации Уйгурии маньчжуро-китайскими войсками, оказывали посильную помощь ойратам, хотя их родина и находилась в зависимости от ойратов. Однако братья понимали, что маньчжуро-китайская оккупация — явление во много раз страшнее и опаснее ойратского влияния.
         В 1758 году Ходжа Джихан объявляет себя правителем Уйгурии под именем Батур Хан. В целом ему удавалось контролировать ситуацию, хотя в некоторых городах еще находились его политические противники из числа уйгуров, которые в последующем перешли на сторону врагов. Продвигаясь на юг Уйгурии, маньчжуро-китайские войска «...овладели городами Куча, Шаяр и Сайрам. В Аксу и Уч-Турфане против Бурханэддина и Ходжа Джихана выступили местные беки, сдавшие эти города Чжао Хою...» К концу августа 1759 года был взят Яркенд (беки изменили Бурханэддину). Примерно тогда же пал Кашгар. Таким образом попытка братьев Бурханэддина и Ходжа Джихана отстоять независимость Уйгурии не увенчалась успехом. Основные причины поражения заключались в отсутствии единства среди уйгурских лидеров. Борьба за власть, сотрудничество с врагом оказывались сильнее судьбы Родины. «В результате завоевания маньчжуро-китайскими феодалами Джунгарии и Восточного Туркестана обе области фактически превратились в колонии Цинской империи... в 1760 г., были искусственно сведены в особую военно-административную единицу — имперское наместничество Синьцзян (Новая граница, или Новая территория)».
         Таким образом, во-первых, Уйгурия воспринимается рядом исследователей, как территория, состоящая из двух частей — Джунгарии и Восточного Туркестана, и во-вторых, китайское слово Синьцзян впервые было использовано для обозначения Уйгурии лишь в середине XVIII века. Причем оно само иллюстрирует тот факт, что Уйгурия для завоевателей — новая территория! Уйгурский народ никогда не мирился с потерей независимости. Уже в год образования наместничества, то есть в 1760 году произошло крупное восстание в Кашгаре. Через пять лет жители Уч-Турфана, на юге Уйгурии, в течении нескольких месяцев вели вооруженную борьбу. Возглавлял восстание Рахматулла. Подавив эти выступления уйгурского народа, маньчжуро-китайские оккупационные власти насильственно переселили часть уйгурского населения с юга на север Уйгурии. Эта акция преследовала двойную цель. Во-первых, необходимо было несколько разрядить обстановку и поэтому такого рода переселение было в некотором смысле ссылкой для наиболее активных борцов за свободу. Во-вторых, уничтожив более миллиона ойратов, маньчжуро-китайское правительство рассчитывало посредством использования труда уйгуров, содержать оккупационную армию на севере Уйгурии. Именно в то время переселенцев — уйгуров и нарекли маньчжурским словом «таранчи», что означает — землепашец.
         Как мы уже отмечали, выступления уйгуров за независимость проходили постоянно. За период XVIII—XX веков их было около 400. Интересный момент, но борьбу за свободу возглавляли как представители секты «белогорцев», так и представители секты «черногорцев». Что касается крупных восстаний, то в XIX веке они вспыхивали в 1814 году во главе с Тилла-кари, в 1816 в году во главе с Зияутдином, в 1818 году во главе с Джахангир-ходжой, который в 1826—1828 годах возглавив борьбу вторично, сумел организовать силы сопротивления. Овладев важными стратегическими пунктами юга Уйгурии, такими как Кашгар, Яркенд, Хотан, Янгигисар, Джахангир-ходжа пытался наступать, правда безуспешно, на Аксу, Карашар, Кучар, Уч-Турфан. Потерпев поражение в решающей битве, Джахангир-ходжа был схвачен, увезен в Пекин и казнен. Как отмечают исследователи, «по свидетельству Вэй Юаня, маньчжуро-китайские карательные силы с необычной жестокостью расправлялись с уйгурскими повстанцами. Так, он пишет «Сколько убито неприятелей, не было счета, живыми схвачено 4000». Однако, значение восстания Джахангир-ходжи огромно. Как пишет Ч. Валиханов «После джангирского восстания обнаружилась вся слабость китайцев, которые до тех пор для азиатцев казались непобедимыми. Кашгарские патриоты ожили духом и получили новую и сильную надежду к возвращению самостоятельности своего Отечества». Уже через два года, в 1830 году, брат Джахангир-ходжи — Юсуф-ходжа организовал новое движение и с территории Коканда направился в Уйгурия. Ему удалось освободить Кашгар и Янгигисар. Однако в дальнейшем Юсуф-ходжа вынужден был вернуться в Коканд. Через 17 лет, в 1847 году известный уйгурский деятель Валихан Тура сумел также освободить Кашгар и Янгигисар, но не сумел развернуть наступление.
         После подписания в июле 1851 года Кульджинского договора между Россией и Китаем, взаимоотношения этих двух стран значительно улучшились, однако это не отразилось на судьбе уйгурского народа. Продолжая испытывать гнет, уйгурские ходжи в 1855 году вновь попытались овладеть Кашгаром... В течении 1856—1857 годов также предпринимались действия в этом направлении. Летом 1864 года восстали жители Кучара, что расположен в самом центре Уйгурии. На юге страны волнения произошли в Кашгаре, Яркенде, Хотане. Восстание перекинулось на север, где началось выступление в Илийском крае, и таким образом практически вся страна была охвачена событиями. Однако, распри и междоусобицы, непонимание единых целей сводили на нет успехи восставших. На начальном этапе восстания, в 1864 году лидером движения был признан правитель Кучара — «черногорец» Рашиддин. Приняв титул Хан-ходжи, он немедленно предпринял шаги к расширению базы восстания. Во многом ему это удалось. Однако в 1866 году с прибытием в Кашгар из эмиграции «белогорца» Бузрук-ходжи, междоусобицы возобновились, что конечно же сказалось на ситуации. Одновременно в 1866 году правителем Илийского Края объявил себя Алихан, приняв титул султана. В результате Уйгурия оказался расколот на мелкие образования. К этому времени на территории Уйгурии фактически оказалось пять государств. Это: Кучарское ханство, Кашгарское ханство, Хотанское исламское государство, Урумчийский султанат, Илийский султанат. Естественно, уйгурские политические деятели понимали необходимость объединения страны. Однако в силу личных амбиций, они не могли договориться. Руководитель восстания в Кучаре — Рашиддин-ходжа (Хан-ходжа) не признавался Кашгарскими деятелями, а скажем, правитель Кашгара — Бузрук-ходжа, не пользовался авторитетом среди лидеров других частей Уйгурии. Роль объединителя нации и страны взял на себя Якуббек, один из военачальников из Кашгара, прибывший ранее из Коканда. Проведя мероприятия по усилению армии, он при ее помощи сумел устранить несговорчивых ходжей и объединить страну. Все государственные образования на территории Уйгурии вошли в состав государства Якуббека. Это государство было провозглашено в 1865 году и называлось Йеттишар (государство Семи городов). На период его существования Уйгурия фактически в течении 13 лет был независимым государством. В 1870 году Якуббек сумел присоединить к государству Йеттишар и Урумчийский султанат. Что касается Илийского (Таранчинского) султаната, то в 1871 году он был оккупирован русскими войсками. Военные столкновения уйгуров и русских начались в 1870 году. «Поводом к открытию военных действий послужила попытка казахов из рода кызай в конце 1870 года откочевать в Кульджу. Бегство волостного управителя кызаевцев прапорщика Тазабека в апреле 1871 года в Кульджу и отказ Илийского султаната выдать его в назначенный срок заставили генерала Колпаковского усилить пограничные отряды и послать особый отряд». Оккупировав Илийский Край Уйгурии, русские войска находились там в течении десяти лет. Между тем, государство Йеттишар безуспешно пыталось добиться признания своей независимости. Политика Якуббека была основана на лавировании между могущественными соседями Уйгурского государства — тремя империями: Российской, Британской и Китайской. К сожалению ни Россия, ни Британия не признали независимости государства Йеттишар. Империя Цин, тем временем, отвергнув даже предложение Якуббека на автономию, предприняла широкомасштабные военные действия. В 1877 году Якуббек был отравлен, а Уйгурия повторно оккупирован войсками династии Цин. Среди мирных жителей были проведены массовые аресты и казни. Командующий китайскими войсками генерал Цзо Цзунтан вошел в историю как палач уйгурского народа.
         По Ливадийскому договору 1879 года и Илийский Край возвращался Россией — Китаю. В 1881 — 1883 годах русские войска были выведены из Илийского Края — северо-западной части Уйгурии. В 1884 году китайская администрация вновь переименовала Уйгурия в Синьцзян, административным центром которого стал г. Урумчи. Уже в начале XX века волна восстаний прокатились по Уйгурии. Уйгуры восставали в Кагарлыке, Яркенде, Хотане. Серьезные выступления произошли в Кумуле в 1912 —1913 годах. Восстание возглавил Тимур Хальпа. Однако вскоре оно было ликвидировано, а Тимур Хальпа и лидер восставших жителей: города Турфан, которые намеревались примкнуть к кумульцам, Мухитдин, были убиты. Крупное восстание уйгуров началось в 1931 году. Оно также началось на востоке Уйгурии — в г. Кумул. Руководителями восстания были Ходжа Нияз Хажи и Юлбарс Хан. Это выступление кумульских уйгуров цепной реакцией перекинулось на другие районы Уйгурии. «В Турфане движение возглавили купец Максудахун Мухитов (видный уйгурский национальный деятель) и два его брата. К уйгурам присоединились на севере Алтайского округа казахи во главе с Шариф-ханом, на юге карашарские монголы с молодым князем Махаваном, а также дунгане, киргизы». Восстание стремительно набирало темп и развивалось достаточно успешно. Объединенные общей ненавистью к правящему режиму, некитайские народы Уйгурии поддерживали друг друга и выступали достаточно сплоченно. «К весне 1933 г., уйгурские повстанцы, составлявшие главную и ведущую силу национального движения, а также повстанцы других национальностей (казахи, монголы, дунгане, киргизы) контролировали уже около 90% территории...»
         Пытаясь сбить накал национально-освободительного движения народов Уйгурии, китайский губернатор — генерал Шэн Шицай обнародовал программу, суть которой заключалась в обещании ряда политических и экономических свобод. Летом 1933 года Ходжа Нияз Хажи и Шэн Шицай достигли соглашения о фактическом принятии этой программы. При этом, огромная роль принадлежала Советскому Союзу, который оказал открытое давление на уйгурских лидеров. Тем не менее, нашлись и те кто сумел противостоять такому завершению восстания. В частности, с заранее предложенным сценарием не согласились лидеры юга Уйгурии, а именно Хотана и Кашгара. Сабит Дамулла и Мухаммад Имин Бугра летом 1933 года объявили о создании независимой Восточно-Туркестанской Исламской республики. Интересно отметить, что первоначально предполагалось назвать государство Исламская Республика Уйгурия, однако принимая в расчет национальные группы казахов, киргизов, узбеков и татар, проживающих в Уйгурии, решили изменить название государства. 12 ноября 1933 года в городе Кашгаре были официально обнародованы Программа, Декларация, Конституция республики. Президентом страны заочно объявлялся Ходжа Нияз Хажи. Премьер-министром — Сабит Дамулла. Этот шаг был призван продемонстрировать единство всех уйгурских лидеров, а значит и единство территории Уйгурии. К сожалению, эта республика просуществовала недолго, и была ликвидирована при помощи Советского Союза. «В октябре 1933 года Шэн Шицай совершил визит в Москву для урегулирования экономических и военных вопросов... Во время повторного визита в декабре 1934 года его сопровождал... Апресов — Генеральный консул. В январе 1934 года... Шэн Шицай контактировал с Апресовым и добился прямой Советской военной поддержки». Премьер-министр Сабит Дамулла и некоторые министры были арестованы, препровождены в Урумчи, где и были убиты. Некоторые лидеры, такие как Мухаммад Имин Бугра и Махмут Мухити эмигрировали в Индию. Ходжа Нияз Хажи был назначен заместителем Губернатора, но через некоторое время репрессирован.
         Вместе с тем, стремление народов Уйгурии к свободе и независимости не ослабевало ни на миг. Крупное выступление народа было в 1937 году. Освободив Кашгар, восставшие двинулись в сторону Урумчи. Решающее сражение произошло в районе городов Корла, Карашар. Объединенные китайско-советские войска разбили восставших. Затем последовали широкомасштабные репрессии по всему Уйгурии. Однако местное население не прекращало борьбу. Особенно упорное сопротивление оказывали уйгуры, казахи, и монголы в Илийском Крае. Кроме того, с началом Второй мировой войны, ориентация губернатора, китайского генерала Шэн Шицая поменялась. Переметнувшись на сторону китайских националистов — сторонников партии Гоминдан, он тем самым вызвал недовольство своих покровителей. Именно Советский Союз начал поддерживать в то время национально-освободительное движение народов Уйгурии. 8 ноября 1944 года подпольный Военно-Революционный комитет, заседавший в городе Кульдже, объявил о начале вооруженного восстания. За несколько дней все стратегически важные пункты Илийского Края были освобождены от гоминдановцев. Китайские гарнизоны были уничтожены. Вышедшие на помощь из Урумчи китайские войска были рассеяны. В тесном содружестве действовали представители всех некитайских национальностей. 12 ноября 1944 года в городе Кульдже торжественно была провозглашена Восточно-Туркестанская Республика. Территориально она охватывала три из десяти округов Уйгурии — Илийский, Тарбагатайскнй, Алтайский. Президентом республики был провозглашен маршал Алихан Тура, узбек по национальности. Его первым заместителем стал уйгурский князь Хакимбек Ходжа, заместителем — представитель знатного казахского рода — Абулхаир Торе. Хотя провозглашенная республика одержала ряд серьезных военных побед, и была готова освободить оставшиеся округа Уйгурии, её судьба была предрешена. Дело в том, что пункт 3 Приложения к договору о дружбе и сотрудничестве, заключенного между Китаем и Советским Союзом в августе 1945 года касался Уйгурии. В нем говорилось, что
«Относительно развития Синьцзяна Советское правительство заявляет, что согласно статье V договора о дружбе и сотрудничестве, оно не будет вмешиваться во внутренние дела Китая. Комиссар по иностранным делам — В. М. Молотов, Министр иностранных дел Китайской республики — Ван Шичий».

         Разумеется о наличии этого секретного приложения уйгурские лидеры ничего не знали. Вследствие этого они под нажимом Москвы вынуждены были сесть за стол переговоров с представителем Гоминдана. Причем делегацию возглавил один из известных уйгурских деятелей Ахметжан Касими, так как Президен республики Алихан Тура был вывезен на территорию Советского Союза. В результате трудных переговоров было образовано Коалиционное правительство. Однако фактически уже ничего нельзя было изменить. Важно отметить, что к моменту прихода к власти китайских коммунистов, Коалиционное правительство Уйгурии возглавлялось исключительно уйгурскими деятелями, которые правда придерживались разной идеологической ориентация. Так, Председателем Коалиционного правительства был Масуд Сабри Байкузи. Его первым заместителем являлся Ахметжан Касими, заместителем — Мухаммад Имин Бугра. Генеральным секретарем — Айса Юсуф Алптекин. Однако в силу внешних обстоятельств они не сумели сохранить независимость родины. В результате, согласно официальной версии Ахметжан Касими погиб в авиационной катастрофе. Мухаммад Имин Бугра и Айса Юсуф Алптекин эмигрировали в Турцию, Масуд Сабри Байкузи уехал в Иран. В 1949 году Правительство в Урумчи возглавил Бурхан Шахиди, который выказал лояльность новым властям — китайским коммунистам. Немедленно «Политбюро ЦК КПК приняло решение о дислоцировании в Синьцзяне (Уйгурии) частей НОАК численностью в 250 тысяч человек и о начале массового переселения туда ханьского (китайского) населения». В конце 1955 года было официально объявлено о создании Синьцзян-Уйгурского автономного района.

         Религии
         Как важный канал и узел в экономическом и культурном обмене между Востоком и Западом Синьцзян издревле является районом сосуществования многих религий. До проникновения ислама в Синьцзян вдоль Шелкового пути уже распространялись многие религии — зороастризм, буддизм, даосизм, манихейство и несторианство, которые процветали в различных районах вместе с первобытной местной религией. После проникновения ислама в Синьцзяне продолжали сосуществовать различные религии, к тому же к ним прибавились еще христианство и католичество.
         До проникновения извне других религий древние местные жители Синьцзяна исповедовали первобытную местную религию, которая затем развилась в шаманство. Некоторые национальные меньшинства в Синьцзяне по сей день в разной степени исповедуют первобытную религию и шаманство и связанные с ними обычаи.
         Возникший приблизительно в IV веке до нашей эры в древней Персии зороастризм, который в Китае называют сяньцзяо (поклонение огню), проник из Средней Азии в Синьцзян. С эпохи Южных и Северных династий до династий Суй и Тан поклонение огню было широко распространено в различных районах Синьцзяна, но особенно в Турфанском районе. В тот период гаочанские власти создали специальные органы и назначили чиновников для усиления контроля над этой религией. Некоторые национальности Синьцзяна, исповедующие сегодня ислам, раньше исповедовали зороастризм.
         Приблизительно в I веке до нашей эры зародившийся в Индии буддизм проник в Синьцзян через Кашмир. Вскоре при всемерном насаждении господствующими правителями буддизма в различных районах он стал главной религией в Синьцзяне. В период расцвета буддизма в оазисах вокруг Таримской впадины было возведено множество буддийских храмов и монастырей, сложилось множество общин монахов и монахинь, возникли такие знаменитые буддийские центры, как Юйтянь, Шулэ, Цюцы и Гаочан. В Синьцзяне буддизм достиг своих высот в скульптуре, живописи, музыке, танцах, в зодчестве монастырей и традициях каменных пещер, он оставил богатое и ценное культурное наследие, обогатив китайскую и мировую сокровищницу культуры и искусства.
         Приблизительно в V веке процветавший во внутренних районах даосизм был принесен ханьцами в Синьцзян. Но распространялся он не широко, в основном в Турфане и Хами, где компактно проживали ханьцы. И лишь в династию Цин он распространился во всех районах Синьцзяна.
         Приблизительно в VI веке из Персии через Среднюю Азию в Синьцзян проникло манихейство. В середине IX века уйгуры, государственной верой которых было манихейство, после переселения в Синьцзян способствовали развитию этой веры в Синьцзяне. Исповедующие манихейство уйгуры построили в Турфанском районе множество монастырей, пробили каменные пещеры, перевели каноны, обогатили искусство фресками, распространяя таким образом догмы и культуру манихейства. До и после проникновения манихейства в Синьцзяне появилось несторианство (раннее течение в христианстве), но оно не смогло распространиться широко и процветало в династию Юань (1206—1368 гг.) лишь по той причине, что множество уйгуров приняли эту веру.
         В конце IX века и начале X века в южные районы Синьцзяна из Средней Азии проник ислам. В середине X века Караханская династия развязала против княжества Юйтянь религиозную войну — войну ислама с буддизмом, продолжавшуюся более 40 лет. В начале XI века после распада княжества Юйтянь, ислам распространился по всему Хотанскому району. В середине XIV века Чагадайское ханство (вассал, основанный вторым сыном монгольского хана Чингисхана в западном регионе) стало насильно насаждаться ислам, который стал главной религией монголов, уйгуров, казахов, киргизов и таджиков Чагадайского ханства. В итоге в начале XVI века ислам пришел на смену буддизму и стал главной религией в Синьцзяне.
         После того как ислам стал главной религией уйгуров и других национальностей, в Синьцзяне постепенно исчезали зороастризм, манихейство и несторианство, которые раньше исповедовали эти национальности, но по-прежнему существовали буддизм и даосизм. Более того, начиная с династии Мин большое развитие получил тибетский буддизм, ставший вместе с исламом главной религией в Синьцзяне. В конце XVII века вождь исламской секты «байшань» Апак ходжа ламаистскими силами уничтожил своих политических врагов — Караходжа, в результате рухнуло Ярканское ханство (местная власть с центром в нынешнем Шачэне, установленная потомками монгольского хана Чагадая в 1514—1680 г.). Это свидетельствовало о том, что ламаизм в то время имел большое влияние. Примерно с XVIII века в Синьцзян пришли христианство и католичество, сравнительно большое развитие имели буддизм, даосизм и шаманство. На севере и юге Тяньшаня появилось множество монастырей и храмов этих религий, некоторые мусульмане даже перешли в католичество и лоно других религий.
         Исторически религии в Синьцзяне непрерывно эволюционировали, однако после того как в Синьцзян извне проникли различные религии, там всегда сохранялось сосуществование многих религий. Сегодня в Синьцзяне главными религиями являются ислам, буддизм (включая ламаизм), христианство, католичество и даосизм. Среди некоторых национальностей по-прежнему сравнительно большое влияние имеет шаманство.

         Библиография

  • Мурзаев Э. М., Природа Синьцзяна и формирование пустынь Центральной Азии, М., 1966;
  • Описание Чжуньгарии и Восточного Туркестана в древнем и нынешнем состоянии, пер. с кит. [Н. Я. Бичурина], ч. 1, СПБ, 1829;
  • Риттер К., Землеведение Азии, пер. и крит. замечания В. Григорьева, т. 5, в. 2, СПБ, 1873;
  • Бартольд В., Туркестан в эпоху монгольского нашествия, ч. 1—2, СПБ, 1898—1900;
  • Думан Л. И., Аграрная политика цинского (маньчжурского) правительства в Синьцзяне в конце XVIII в., М., 1936;
  • Тихонов Д. И., Хозяйство и общественный строй уйгурского государства. Х—XIV вв., М., 1966;
  • Кузнецов В. С., Экономическая политика цинского правительства в Синьцзяне…, М., 1973;
  • Яковлев А. Г., Аграрные отношения и аграрная реформа в провинции Синьцзян (1949—1953),
  • «Уч. зап. института востоковедения АН СССР», 1955, т. II, с. 220—62;
  • Дьяконова Н. В., Культурное наследие национальных меньшинств Синьцзяна, в кн.: Труды Государственного Эрмитажа, т. 2, М. — Л., 1958;
  • Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 2, М., 1961.



5 самых читаемых статей на этой недели:
Главная страница
Сайт управляется системой uCoz