Кульджа - калитaка Поднебесной
Кульджа - это близкий Китай. Настолько близкий, что многие его и за Китай-то не считают. В сегодняшней Кульдже иностранцев куда меньше, чем, например, в Урумчи, Турфане, Кашгаре и многих других городах запада КНР. Точнее, их тут вообще нет. А между тем в Кульджу (ее китайское название - Инин) из Алматы можно добраться на рейсовом автобусе за каких-то 10 часов. Добраться и убедиться, что это по-прежнему очень колоритное и интересное место, которое в плане колоритности и интересности мало поменялось с того времени, когда сюда в составе русской миссии прибыл юный Чокан Валиханов. Было это в 1856 году.
Сегодня и мы, как было обещано в начале года, отправимся в путь по следам пытливого исследователя и удачливого разведчика. Не столько себя показать, сколько посмотреть, как все поменялось за какие-то полтора столетия.
Предъ история
Нынешний Китай обязан своими успехами своей открытости. Для многих обладателей иностранных капиталов вложить деньги и открыть свое дело в Поднебесной ныне куда легче, чем у себя на родине. Легче и выгоднее. Потому как прагматики из Пекина давно поняли то, чего никак не могут взять в толк правительства СНГ: получать немного от многих выгоднее, чем обобрать до нитки десяток очумелых инвесторов.
Но такой подход нов для Китая. В течение многих веков тут, как и в прочих странах региона, в фаворе была изоляционистская доктрина. Согласно которой чем менее иностранцы будут знать о положении вещей внутри страны и соваться со своими уставами, тем на дольше верховная власть сможет оградить себя от потрясений. (Примерно к этому пришли сегодня некоторые наши ближайшие соседи по Содружеству.)
Великая стена - Чанчен - худо-бедно выполняла свою функцию более двух тысячелетий. Не фортификационную, нет, в трудные моменты истории стена ни разу не уберегла Серединную от вражеских вторжений. Но зато она идеально оберегала окружающие страны от китайской экспансии, а главное - позволяла Китаю оставаться Китаем, не отвлекаясь на советы посторонних.
Потому борьба "цивилизованного мира" за "открытие" Китая в ХIХ веке напоминала силовую акцию вроде той, что предприняли арабские халифы для откупорки Великих пирамид. С помощью тарана. Но если арабы, расковыряв каменную кладку, вместо предполагавшихся сокровищ нашли нахальную пустоту, оставленную предшественниками, с евро-американцами вышло смешнее - они в праведной борьбе за китайский рынок выпустили из дырки такого джина, что сто раз пожалели о содеянном, когда сами оказались в одночасье перед лицом всепоглощающей и неудержимой "желтой угрозы". Так часто бывает, когда силой пытаются подменить разум, пусть даже для того, чтобы насадить кому-нибудь доброе и вечное. Народу ли Китая или народу Ирака.
Кто последний? Марко Поло...
Но мы немножко отошли от главного. Россия, имевшая самую длинную границу с империей Цинов, к тому же постоянно удлиняющуюся за счет присоединения новых земель, конечно, не оставалась в стороне от происходящего. Посаженная на чайную зависимость, она в первую очередь желала расширения торгового оборота, направленного не только на увеличение импорта из Поднебесной, но и на расширение своего экспорта туда.
Результатом дипломатических усилий стало открытие ряда консульств Российской в империи Поднебесной. И в их числе самого западного - в Кульдже, на границах еще толком даже не приобретенного Петербургом Илийского края.
Нетрудно представить себе то чувство, с которым переступали открывшиеся границы Китая первые путешественники. Ведь, если не считать невнятных поездок отцов-иезуитов, со времен Марко Поло никто из европейцев тут не побывал, и в Европе толком не представляли, что творится в этой обширной и закрытой области Азии.
Одним из первых в открывшуюся щель протиснулся наш герой: молодой поручик, выпускник Омского кадетского корпуса, русский патриот и казахский аристократ, прямой потомок потрясателя мира Чингисхана.
"Случай привел меня в Китай"
"Это был китайский пикет, заключенный в естественный покров зеленых листьев. Часовой, стоявший на ближайшей горе, при нашем приближении заревел громко: "Боран!" (человек). Несколько бритых голов с хохлами на макушке выглянули из-за глиняной стены и тотчас же спрятались. Любопытство выражают только варвары, просвещенному китайцу не должно ни в чем уподобляться левополым". Чокан Валиханов. Дневник поездки в Кульджу, 1856 г.
Во времена Валиханова путь от границы до Кульджи занял у членов официальной делегации (куда и входил молодой поручик) 5 дней. Но нужно делать скидку не только на то, что скорость путешествия в те годы определялась скоростью хода лошади (верблюда, осла), а и учитывать, что сама граница проходила тогда гораздо западнее. Сразу за Борохудзиром начиналась территория Поднебесной.
Ныне весь путь от Алматы до Кульджи занимает 10 часов. Вместе с переходом границы в Хоргосе. Это - если ехать рейсовым автобусом. От границы же до Кульджи - чуть больше часа.
"Вот и Китай. Только что прошли границу. Унизительный и унижающий процесс. В любом приезжающем (и уезжающем) на границе видят только скрытого врага. Если смотреть на пограничников и таможенников, то их хмурые и неприветливые лица говорят только об одном - честные люди сидят дома и границу не пересекают. В отличие от нашей полубезлюдной таможни - на китайской стороне все рябит от зелени мундиров.
Насколько легче было во времена Ч. В.! Перешли речку - и там". Из моего дневника поездки в Кульджу, 2002 г.
Госграницы: замки и ключи
Нужно сказать, что не только Хоргос, но и вся старая Кульджинская трасса на казахстанской стороне представляет собой солидное коммерческое предприятие по взиманию честных денег с честных людей. От автовокзала до погранперехода автобус на трассе останавливали раз 7-8. И каждый раз шофер (маршрут обслуживает китайская компания) ходил отмечаться с зажатым "салямом" в кулаке. И возвращался, наигранно матерясь: "Все - тенге, тенге!" Это не считая законных проверок на самой границе. "Проверяли" автобус и люди в форме, и люди в штатском. Среди людей в форме были и офицеры, и прапорщики, и рядовые срочной службы. И им было плевать, что во всем автобусе лишь два пассажира.
По той безропотной обыденности, с которой происходит это промышленное вымогательство, можно представить себе беспочвенность всех разговоров о борьбе с дорожным рэкетом. Если бы дорожным разбойникам по старым китайским законам отрубали пальцы, то защитники нашего "национального интереса" давно бы были поголовно беспалыми.
В Китае порядка больше. Чем уж они берут - неясно, во всяком случае, все пальцы, уши и носы на своих местах. Но на 8 наших "соловьих" постов там всего один. И на том на проезжающих смотрят так же, как во времена Валиханова. Правда, при переходе самой границы один форменный китаец попытался всучить мне какую-то санитарную книжку. На что я сильно возражал. И он особо не настаивал. На этом инцидент и исчерпали.
Андрей МИХАЙЛОВ газета Экспресс-К
|