Главная страница
Мы не террористы
Уйгурские беженцы в Центральной Азии
Причины, породившие уйгурских беженцев

          Во времена существования Советского Союза коммунистическая партия СССР была крайне заинтересована в том, чтобы в КНР был свергнут феодально-капиталистический строй (гоминьдановский режим) и установлена коммунистическая власть. С этой целью Советский Союз поддерживал и оказывал материальную, военно-техническую и кадровую помощь уйгурам в борьбе за свою независимость. Это способствовало тому, что за короткий период, в частности 1933-1934 гг. и 1944-1949 гг. в СУАР КНР произошли крупные национально-освободительные восстания уйгуров, которые в итоге привели к победе и образованию Восточно-Туркестанской Республики (ВТР), просуществовавшей всего три года.

         17 декабря 1949 г. Китай ввел свои войска на территорию Восточного Туркестана. С этого момента началась мирная оккупация ВТР китайскими войсками, длившаяся до 1 октября 1955 г, когда на оккупированной территории был образован Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая (СУАР КНР), что с китайского переводится как "новая земля". Таким образом, Восточный Туркестан в очередной раз потерял свою независимость и стал колонией Китая. Власти КНР, опасаясь влияния солдат Восточно-Туркестанской армии, которые ратовали за самоопределение уйгурского народа, приступили к её постепенной ликвидации. Этот процесс сопровождался жестокими репрессивными методами, что спровоцировало первый массовый поток беженцев в 1959-63 гг. в Центрально-Азиатские республики, Афганистан, Индию, Пакистан и особенно в Казахстан. Только применение военной силы остановило этот поток беженцев. (Известны случаи, когда китайские власти стреляли в людей, пытавшихся пересечь границу, стараясь таким образом пресечь попытку исхода из Китая).
         В конце 70-ых годов китайские власти начали проводить политику "открытых дверей", которая характеризовалась религиозным расцветом в СУАР. В этот период уйгурам было разрешено открывать мечети, использовать денежные средства, переданные мусульманскими странами, на строительство новых мечетей, создавать школы по изучению Корана, ввозить религиозную литературу. Мусульманам разрешили посещать святые места. Власти поощряли контакты мусульман Китая с мусульманами разных стран мира. Однако подобная либерализация прекратилась в конце 80-ых годов: китайские власти перешли к политике подавления демократических процессов, сопровождавшейся ущемлением и нарушением прав коренного народа СУАР, что углубило противостояние между китайской властью и уйгурами, приведя к обострению ситуации в регионе.
         Усугубило положение насильно проводимая властями политика планирования рождаемости, а также массовое и систематическое переселение этнических китайцев из центральных перенаселённых районов Китая в СУАР за счёт предоставления земель коренных жителей. Уйгурское население настойчиво требовало сохранения своих экономических и политических прав и конституционных прав на своей территории путем организованного выхода на демонстрации. Наиболее известны демонстрации в городе Барыне, вызванные китайскими событиями на площади Тяньаньмынь 1989 г., а также в городах Урумчи 1995 г., Кульджа 1997 г. В 1989 г. в г. Барыне студенты религиозных школ организовали массовую мирную демонстрацию против политики Китая, проводимой в отношении уйгуров. Периодические волнения, длившиеся почти год (1989-90 гг.) привели к жесткому противостоянию власти и народа. О масштабе этого противостояния говорит следующий факт: только в местности близ г. Барына - Кагилик в поддержку событий в г. Барыне выступило около 8 тысяч человек. Подавление китайскими властями волнений в г. Барын перетекло в вооружённый конфликт. В ходе столкновения были убиты десятки уйгурских активистов. За ними последовали массовые репрессии. Ежегодно публично расстреливались активисты выступлений (стр. 41-43 Доклад Amnesty International "Китайская Народная Республика. Нарушение прав человека в СУАР", 21 апреля 1999 года). В знак протеста против подобных периодических расправ, уйгурские студенты, обучавшиеся в ВУЗах г. Урумчи провели демонстрацию в сентябре 1995 г. Вслед за студентами г. Урумчи 5 февраля 1997 выступила молодёжь приграничного с Казахстаном города Кульджа. В демонстрации участвовали молодые люди в возрасте 19-20 лет. (стр. 17-25 Доклад Amnesty International "Китайская Народная Республика. Нарушение прав человека в СУАР", 21 апреля 1999 года). Все эти выступления были жестоко подавлены китайскими властями. Из-за репрессий, последовавших после выступлений со стороны китайских властей, многие участники вынуждены были бежать в сопредельные страны.
         В самом Китае власти до сих пор проводят, так называемую "календарную профилактику", согласно которой каждый год, в соответствии с праздничными датами, силовые структуры КНР проводят массовые аресты и публичные казни уйгуров, обязательным атрибутом которых является дощечка с обвинительными надписями на груди. А так как непосредственные участники выступлений уже расстреляны или осуждены, силовики зачастую арестовывают лиц, не имеющих отношение к политическим выступлениям. В средствах массовой информации постоянно муссируется тема уйгурского сепаратизма. После событий 11 сентября 2001 г. ожесточились реакции по отношению к участникам волнений, а также к лицам, выражающим недовольство политикой властей, проводимой в отношении коренного населения СУАР. Подобные свои действия власти оправдывают усилившейся международной борьбой с терроризмом. Таким образом, инциденты в г. Барын и в г. Кульдже явились основными причинами второго массового потока беженцев в Центрально-Азиатские страны. Эти события оказали серьёзное влияние на национальное самосознание молодёжи СУАР.
         Широкомасштабное нарушение прав китайских уйгуров вынуждают их выступать против политики Китая, проводимой в СУАР, и по сей день. Поэтому власти стараются пресекать любые формы объединения уйгуров, где неизбежно поднимаются вопросы национальной политики, проводимой Китаем в отношении коренного населения СУАР.
         В СУАР известны несколько форм объединения по этническому признаку: мечети; культурные национальные объединения "Машрап"; спортивные секции по футболу и по рукопашному бою среди уйгурской молодёжи. Подавляющее большинство мечетей закрыто, "Машрапы" и секции постепенно запрещаются, а сохранившиеся подпольные объединения независимо от их целей жестоко преследуются.


Нурахунова Г. М.
Казахстанское Международное Бюро
по правам человека и соблюдению законности
25.12.2003




5 самых читаемых статей на этой недели:
Главная страница
Создать сайт бесплатно Яндекс.Метрика