Уйгурские беженцы в Центральной Азии Положение уйгурских беженцев в Казахстане
По нашим наблюдениям, наибольшее количество лиц из СУАР, ищущих убежище находятся на территории Казахстана, поскольку здесь проживает самая большая уйгурская диаспора, активны торговые отношения с Китаем, а также наибольшая протяжённость территориальной границы с СУАР КНР. Рассмотрение данной проблемы на примере Казахстана позволит выявить общую тенденцию в данной области характерную для всех приграничных с Китаем Центрально-Азиатских стран.
Несмотря на то, что Казахстан ратифицировал Женевскую Конвенцию 1951 года и Протокол 1967 года о статусе беженцев, в казахстанском законодательстве нет закона, который регулировал бы вопросы убежища и статуса беженца. Государственные органы работают с лицами, ищущими убежище, на основе подзаконных актов: инструкций Агентства по миграции и демографии, Министерства внутренних дел, Министерства иностранных дел. Несмотря на то, что приоритет норм международного права перед национальным законодательством закреплён Конституцией Казахстана, власти республики не заинтересованы в решении вопроса о статусе уйгурских беженцев, вследствие чего нарушаются нормы международного права. В то же время, исходя из геополитических и дипломатических соображений, власти Казахстана не предоставляют убежище китайским гражданам уйгурской национальности. Таким образом, лица ищущие убежище из СУАР переходят в разряд преследуемых за нелегальное нахождение на территории РК. С образованием Шанхайской шестерки, в которую вошли Китай, Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан в республиках Центральной Азии активно муссируется тема уйгурского сепаратизма, которая ведет к росту социальной и политической напряженности.
Поскольку официальный Пекин относит граждан Китая уйгурской национальности, борющихся за свои права, к сепаратистам и террористам, а официальная Астана не оспаривает данное определение, то согласно Шанхайскому Договору депортация лиц, ищущих убежища, из числа граждан Китая уйгурской национальности в КНР является обязательством для властей Казахстана. Поэтому единственной организацией, способной помочь лицам, ищущим убежище на территории Казахстана, из числа граждан Китая уйгурской национальности, является офис УВКБ ООН в Казахстане. Однако он не может помочь всем обратившимся в силу следующих причин:
А) Систематическое предоставление убежища может спровоцировать массовый поток из СУАР лиц ищущих убежища.
В) Подавляющее большинство уйгуров, ищущие убежище и нелегально перешедшие границу, не имеют документов удостоверяющих их личность, т.к. Китай, как известно, не обеспечивает документами всех своих граждан.
Тем не менее, данные лица не могут вернуться на родину, поскольку преследуются официальными властями Китая за политическую деятельность и религиозное вероисповедание. И, как отмечалось выше, они не могут находиться в Казахстане, поскольку, не имея возможности легализоваться на территории Республики, преследуются за нелегальное нахождение. Все из них систематически попадают в специальные приемники для нелегальных мигрантов, где могут проводить несколько месяцев. Практика показала, что даже те китайские уйгуры, кто получил статус беженца согласно мандату УВКБ ООН, регулярно оказываются задержанными и водворенными в специальные приемники. Как правило, единственной возможностью выйти из специального приемника является взятка. В настоящее время все эти люди вынуждены скрываться от казахстанских правоохранительных органов, не имея возможности нормально жить, работать, учиться, лечиться, без всяких перспектив на будущее. Их жизнь полностью находится в руках сотрудников полиции, поскольку, согласно казахстанскому законодательству, наказанием за нелегальное пребывание в стране является выдворение за пределы Республики. А возвращение в Китай для этих людей равносильно смерти.
Таким образом, вышеозначенная проблема показывает, что назрела необходимость в выработке единой концепции среднеазиатских государств, граничащих с Китаем к проблемам лиц из СУАР, ищущих убежище, что, безусловно, даст положительный эффект в улучшении ситуации в данной области. Причем эта концепция должна опираться на приоритет международных правовых норм в данных государствах и, вместе с тем, должна способствовать сохранению добрососедских отношений с могущественным Китаем.
Нурахунова Г. М. Казахстанское Международное Бюро
по правам человека и соблюдению законности 25.12.2003
|