Главная страница
Мы не террористы
Уйгурские беженцы в Центральной Азии
Общая ситуация

         В условиях формирования открытого общества должны быть созданы необходимые правовые структуры и механизмы, которые смогли бы защитить права граждан, включая беженцев от любой формы дискриминации, прежде всего расовой, религиозной, политической. Данное обстоятельство будет свидетельствовать о качестве правовых процедур и взаимоотношений в обществе, показывать уровень стремления государства к соблюдению важнейших документов в области прав человека признанных международным сообществом. Перед государствами Центральной Азии стоит задача динамичного и ответственного реформирования общества в систему мировой интеграции. Проведение в жизнь в полном объёме всех международных правовых стандартов - задача трудная. В этом смысле, на наш взгляд, достигнутый уровень становления гражданского общества в республиках Центральной Азии более или менее отчетливо отражается в проблеме, связанной с уйгурскими беженцами из Китая.

         На сегодняшний день немалое количество уйгурских беженцев получили политическое или иной вид убежища в странах Западной Европы, США, Канады и Австралии. В то же время, еще немало уйгуров - граждан СУАР КНР до сих пор находятся на нелегальном положении в странах Центрально-Азиатского региона. Согласно полученной информации, лица ищущие убежище, находясь в очень сложных политико-финансовых условиях, от безысходности своего положения предпринимают радикальные шаги и постепенно оказываются в горячих точках планеты.
         Другая часть беженцев, приобретая документы законными и незаконными путями, проживают на полулегальных условиях в республиках Центральной Азии и ожидают своего ареста. Большинство из этих групп беженцев уже создали в этих государствах семьи и имеют детей. В силу сложного геополитического положения, власти данных государств, действуя по принципу политической целесообразности, предпочитают игнорировать существования на их территории лиц, ищущих убежище, из Китая. Между тем, большинство этих государств ратифицировали Женевскую конвенцию о беженцах. Пока же эта конвенция в силу негласного запрета не функционирует по отношению к уйгурам. Более того, власти данных республик иногда прибегают к депортации лиц преследуемых на Родине по политическим и религиозным мотивам. В 1998 году Казахстан депортировал трех лиц из Китая, которые впоследствии на родине были расстреляны вместе с ближайшими родственниками. Этот случай вызвал сильный мировой и общественный резонанс. С тех пор "уйгурский вопрос" приобрёл особый геополитический статус, поэтому Центрально-Азиатские государства стараются скрывать все сведения, касающиеся этой проблемы. В частности, согласно полученной нами информации, в 2001 еще двое уйгуров - граждан Китая, возможно, были тайно депортированы в КНР.
         Понимая всю сложность данной проблемы, уйгурская диаспора, проживающая в Центрально-Азиатских странах, надеется, что впредь, при решении подобных вопросов, власти данных республик будут строго следовать нормам Женевской конвенции о беженцах и не допускать выдачи граждан других государств, которым может грозить смертная казнь, как в вышеприведённом случае. Необходимо выработать единую концепцию по данному вопросу, т.к. по нашим прогнозам, возможно усиление нелегального потока лиц из СУАР, ищущих убежище. Это, прежде всего, связано с накапливающимися десятилетиями острыми экономическими, социально-демографическими, политико-правовыми и кадровыми проблемами, а также открытым военным подавлением, геноцидом и массовыми репрессиями в отношении коренного населения Восточного Туркестана (СУАР КНР). Именно эти факторы оставляют глубокий след в духовном сознании и этническом менталитете местного населения. Из-за регулярного нарушения прав человека в Китае, а также жесткой национальной политики серьёзно усугубляются межэтнические трения в СУАР. Эти события в той или иной степени отражаются в Центрально-Азиатских регионах.
         К сожалению, некоторые СМИ часто заявляют о национальном, в частности, уйгурском сепаратизме, корни которого якобы кроются в идеологии исламского фундаментализма, проникающего на территорию Китая извне, тогда как генезис данной проблемы восходит к кризису общественно-политического строя Китая, где нарушения гражданских прав становятся нормой. Руководство Китая в спешном порядке применяют репрессии к гражданам, имеющим непосредственное и отдаленное отношение к демонстрациям против национальной политики Китая, несмотря на давление мировых демократических институтов. Хотя, очевидно, что на данном этапе действия правозащитных организаций против нарушения Китаем основ международных документов в области прав человека пока бессильны. Эту ситуацию эффективно используют для себя власти КНР, чётко осознавая, что каждое жёсткое подавление свободного и политического волеизъявления народа закономерно оттягивает решение острых социально-политических и демографических проблем коренного населения на десятилетия. В этих условия крайне необходимо активное участие международных правовых органов, правозащитных структур, развитых демократических государств в становлении гражданского общества в республиках Центральной Азии.


Нурахунова Г. М.
Казахстанское Международное Бюро
по правам человека и соблюдению законности
25.12.2003




5 самых читаемых статей на этой недели:
Главная страница
Создать сайт бесплатно Яндекс.Метрика