Главная страница
Памятники уйгурской культуры в Монголии
Ю. С. ХУДЯКОВ

         Важной темой в исследовании кочевых культур Центральной Азии является изучение памятников средневековых уйгуров, обитавших в степях Монголии в середине - второй половине I тыс. Уйгуры оставили заметный след в политической и военной истории центрально-азиатского региона, активно участвовали в создании и крушении тюркских и сеяньтоского каганатов, образовывали собственные государства. В середине IX в., после разгрома Уйгурского каганата кыргызами, уйгуры были вынуждены покинуть места своего обитания в Монголии и расселиться по соседним странам Восточной и Центральной Азии. Родственные уйгурам телесские племена, составлявшие ранее основное кочевое население Уйгурского каганата, после переселения в Турфан смогли создать там государство, просуществовавшее вплоть до монгольского завоевания в XIII в.

         От периода существования Уйгурского каганата (VIII-IX в.) в Монголии и Южной Сибири сохранились разнообразные археологические памятники: городища, крепости, архитектурные сооружения, монументальные памятники, надписи, тамги, захоронения, поминальники. Изучение памятников уйгурской культуры в Монголии должно способствовать разработке проблем средневековой истории и археологии Центральной Азии, идентификации уйгурских материалов в сопредельных районах Южной Сибири.

         Несмотря на устойчивый интерес в мировой и отечественной науке к проблемам изучения уйгурской культуры, уйгурские памятники в Монголии исследованы далеко не полно. Относительно подробно описаны и проанализированы памятники уйгурской письменности, реконструированы события политической и военной истории уйгуров в I тыс.1 Однако памятники материальной и духовной культуры уйгуров пока не стали предметом специального анализа, что негативно сказалось на разработке проблем уйгурской археологии в сопредельных районах. До настоящего времени не выработано надежных критериев для этнокультурной идентификации памятников уйгурской культуры. К числу таких критериев можно отнести особенности фортификации, монументальных и архитектурных традиций, своеобразие гончарского производства, стиль камнеписных памятников, характерные черты погребальной и поминальной обрядности. Из-за отсутствия четких критериев уйгурам приписываются и могильники сросткинской культуры, и катакомбные могилы Тувы, и херексуры Забайкалья2. Материалы, полученные в результате исследования учеными уйгурских памятников на территории Монголии, нуждаются в анализе и обобщении, поскольку элементы уйгурской культуры изучались преимущественно визуально, без проведения крупномасштабных раскопок. Результаты полевых изысканий до сих пор не полностью введены в научный оборот.

         Среди уйгурских памятников Монголии наиболее известно городище Хара-Балгасун, представляющее собой развалины столицы уйгурского каганата Орду-Балыка. Памятник неоднократно обследовался многими учеными. Благодаря Н. М. Ядринцеву, Д. А. Клеменцу, В. В. Радлову, В. Л. Котвичу был снят план городища, установлена его уйгурская принадлежность, эстампированы обломки разбитой хара-балгасунской надписи3. В 1949 г. раскопки на территории города и крепости проводил С. В. Киселев. По наличию в культурном слое идентичной керамики и черепицы он установил синхронность жилых кварталов города, крепости и цитадели. С. В. Киселевым составлен план города, восстановлены обстоятельства его гибели4. Фрагмент керамики, аналогичной орду-балыкской, найден Л. А. Евтюховой при раскопках могильника Орхон-Дэль5. Могильник неоднократно посещался в течение последних десятилетий. В 1976 и 1979 гг. сборы на его площади проводил Д. Цэвээндорж, в 1979- совместно с автором настоящей статьи. Нами снят план крепости и произведен сбор подъемного материала6.

         Система фортификации крепости Орду-Балыка уже была предметом специального рассмотрения7. Она представляет собой сложное фортификационное сооружение. Двор крепости площадью 600 Х 600 м обнесен мощной глинобитной стеной высотой до 10 м с 14 угловыми и простеночными башнями, расположенными на равном расстоянии друг от друга. Западная стена крепости имеет бастион. В юго-восточном углу крепости находится квадратная цитадель, встроенная в стену, а в восточной стене крепости - ворота. С трех сторон крепость окружена рвом. С южной стороны вдоль рва располагается ряд глинобитных башен. Внутри крепости находится сторожевая башня - донжон. Стены обнесены обводным рвом. Квадратный вал с двумя воротами находится в центре крепости, окружая сторожевую башню и постройки, вероятно дворцовые здания и казармы. В центре западной стены внутрь крепости выдается форт. К цитадели примыкают пристройки. Ворота крепости окаймлены невысоким валом (рис. 1, 1). Далее на восток от крепости находились огороженные валом сады, к югу - храмовый комплекс, также огороженный валом. На поверхности храмового квартала обнаружены обломки хара-балгасунской стелы и ее постамента - черепахи.

         Система оборонительных сооружений Орду-Балыка, в частности стены с угловыми и простеночными башнями, близка по конструкции другим уйгурским городищам Монголии и Тувы: Бай-Балыку, Пор-Бажыну, Бажын-Алааку, Третьему Шагонарскому8. В то же время она отличается значительно большей сложностью и своеобразием в сравнении с фортификацией перечисленных крепостей. Наличие бастионов, фортов, цитадели, встроенной в угол крепостной стены, внутреннего рва, дополнительного вала перед воротами, сторожевой башни - донжона, ряда башен вдоль южной стены выделяет столичную крепость из числа других уйгурских оборонительных пунктов. Эти отличия обусловлены важностью обороны столицы каганата.

         По всей вероятности, наиболее характерным признаком уйгурской фортификации нужно считать наличие по периметру стен угловых и простеночных башен, квадратную планировку крепости, устройство ворот в центральной части одной из стен. Весьма редкой для средневековой фортификации Центральной Азии особенностью является сооружение бастионов, фортов, цитадели, встроенной в угол крепостной стены. Наличие башен вдоль стены на расстоянии прострела, бастионов, фортов, цитадели должно было значительно повысить возможности долговременной обороны. Это позволяет оценить крепость Орду-Балык как одно из самых совершенных военно-инженерных сооружений эпохи средневековья в Центральной Азии.

         Менее изучено уйгурское городище Бай-Балык (Бий-Булаг), хотя его местонахождение и принадлежность уйгурам давно установлены. О строительстве этого оборонительного пункта упоминает в тексте стелы Могон Шинэ Усу сам каган Моюн Чур9. Автор данной работы дважды обследовал Бай-Балык, в 1982 и 1986 гг. В ходе обследования изучалась система фортификации, был снят план крепости и построек, осмотрены остатки архитектурных сооружений, собран подъемный материал.

         Бай-Балык - квадратная в плане крепость площадью 260 Х 260 м, обнесенная каменно-земляным валом трехметровой высоты, сужающимся к вершине. По валу на северной и восточной сторонах сохранились глинобитные стены общей высотой от земли до 6 м. На углах крепости сооружены полукруглые башни, выступающие за линию стен. Основу башен составляло сооружение из обожженных кирпичей, обнесенное каменно-земляным валом. Северная стена крепости дополнительно укреплена двумя простеночными башнями, находящимися на расстоянии 100 м от угловых башен. В центральной части южной стены находится створ ворот крепости, не укрепленный башнями. На вершине вала с западной стороны ворот находятся три гранитные базы - основания с пазами для укрепления деревянных колонн и обломки серой обожжённой черепицы. Вероятно, ворота крепости были выше стен и имели черепичную крышу, поддерживаемую с помощью колонн. Вдоль стен не заметно каких-либо следов обводного рва.

         Во дворе крепости, в центре, напротив ворот, расположена каменно-земляная платформа. Северная часть платформы квадратная площадью 33 Х 33 м, южная - прямоугольная, ниже северной, площадью 20 Х 33 м. Платформа сооружена из камней и земли. На северной части платформы находятся основания трех прямоугольных в плане зданий, поверхность которых усеяна битой черепицей, обожженной из серой глины. Отдельные детали черепичного покрытия соединений четырехскатной крыши сохранили следы красной краски. Надо полагать, что все сооружение представляет собой остатки храмового комплекса, а здания - храмы, которые располагались вдоль западной, северной и восточной сторон платформы, оставляя незастроенной ее центральную и южную части. Восточнее платформы находятся основания двух прямоугольных строений, севернее и северо-западнее - основания двух прямоугольных строений и холмик из речной гальки, который мог служить основанием какого-либо памятника или стелы (рис. 1, 2).





5 самых читаемых статей на этой недели:
Главная страница
Создать сайт бесплатно Яндекс.Метрика