Главная страница
Памятники уйгурской культуры в Монголии
Ю. С. ХУДЯКОВ

         Система фортификации Бай-Балыка имеет ряд общих черт с другими известными памятниками уйгурского оборонного строительства, выразившихся в планировке стен и башен. Она значительно проще крепостей Орду-Балык и Пор-Бажын и близка сооружениям Бажын-Алаака и Третьего Шагонарского городища10. Видимо, есть смысл выделить среди уйгурских оборонительных сооружений два типа крепостей: со сложной конфигурацией стен и дополнительными укреплениями (Орду-Балык, Пор-Бажын) и с простой конфигурацией стен без дополнительных укреплений (Бай-Былак, Бажын-Алаак, Третье Шагонарское городище).

         Особенности уйгурской храмовой и гражданской архитектуры изучены пока недостаточно. Раскопки зданий и сооружений на площади уйгурских крепостей, городищ и поселений на территории Монголии практически не проводились. Можно отметить лишь некоторые характерные черты уйгурского культового и гражданского зодчества: использование платформ-стилобатов в качестве основания храмовых комплексов, прямоугольная планировка зданий, возведение деревянных колонн на гранитных базах, сооружение стен из обожженного кирпича, перекрытие крыш обожженной черепицей с раскрашенными торцовыми и орнаментированными концевыми деталями. Аналогичные строительные приемы и архитектурные детали использовались уйгурами при строительстве дворцовых и храмовых комплексов в Туве, в частности дворцовых зданий в крепости Пор-Бажын11.

         Гранитные базы колонн, входившие в состав сооружения над воротами крепости Бай-Балык, имеют цилиндрическую форму, диаметром 35 - 50 см. Они выступают над поверхностью стены на 12 - 20 см. Поверхность баз гладкая, лишь на одной из них нанесены радиально прочерченные полосы. Выемки для шипов деревянных колонн различны по форме: цилиндрические, квадратные с цилиндрическим углублением, цилиндрические с квадратным углублением (рис. 2, 5-7).

         Распространенной находкой на местах разрушенных зданий и сооружений является черепица. Преобладают детали покрытия четырехскатных крыш - прямоугольные, дугообразно изогнутые по ширине, массивные сероглиняные обожженные плитки с гладкой внешней поверхностью и текстильными оттисками на внутренней вогнутой поверхности. Торцовые соединения скатов крыш перекрывались полосами полуцилиндрической черепицы с торцовыми основаниями и выступали с одного конца. Такие плитки на храмовых зданиях Бай-Балыка раскрашивались в красный цвет (рис. 3, 2, 4, 6, 7).

         При шурфовке крепости Орду-Балык были обнаружены массивные концевые диски черепицы на углах крыш. Диски украшены стилизованным растительным орнаментом в виде розеток, чередующихся кругов и выпуклостей (рис. 3, 1, 3, 5). Исследовавший орду-балыкскую черепицу С. В. Киселев отметил ее сходство с танской и тюркской12. Подобная орнаментация концевых дисков не является специфически уйгурской, а свойственна черепице, распространенной в Центральной и Восточной Азии во второй половине 1 тыс. На уйгурских памятниках она имеется в составе находок из раскопок Пор-Бажына в Туве13.

         Наряду с обломками архитектурных сооружений на поверхности уйгурских городищ найдены отдельные бытовые предметы, например обломки каменных жерновов для помола зерна. На Орду-Балыке обнаружены массивные каменные диски с отверстием в центре14. Поверхность верхних жерновов орнаментирована радиально расположенными секторами, покрытыми косыми линиями (см. рис. 2, 4).

         На Бай-Балыке найдены жернова с гладкой неорнаментированной поверхностью и ободком вокруг центрального отверстия (см. рис. 2, 2). Жернова, аналогичные орду-балыкским, известны в памятниках монгольского времени, а близкие по форме бай-балыкским бытовали вплоть до этнографической современности.

         Важным элементом уйгурской культуры являются монументальные памятники, воздвигавшиеся в честь выдающихся деятелей Уйгурского каганата. Обычай сооружения монументов в честь каганов и полководцев с описанием их заслуг перед государством был заимствован уйгурами у тюрок, поэтому основные детали этих объектов близки древнетюркским: валы, рвы, платформы, постаменты-черепахи, стелы с надписями и тамгами, навершия в виде драконов. Однако уйгурские монументальные памятники не всегда сооружались после смерти лиц, которым они посвящены, что позволило С. Г. Кляшторному и В. А. Лифшицу предположить не поминальное, а триумфальное назначение некоторых из них15.

         Среди уйгурских монументальных памятников в Монголии к числу триумфальных относятся: Терхин-Цаган-Нур, Сэврэй, Хара-Балгасун и некоторые другие.

         Наиболее подробно исследован памятник Терхин-Цаган-Нур. Он представлял собой, по описанию С. Г. Кляшторного, округлую земляную насыпь диаметром 47 м, высотой 1,4 м. В юго-восточной части насыпи находился небольшой выступ, на котором располагалась черепаха со стелой (см. рис. 2, 3). Вокруг холма располагались небольшие возвышения диаметром 1-3 м 16. Раскопки сооружения не выявили иной структуры памятника, кроме земляной насыпи17.

         Сэврэйский памятник обнаружен вне комплекса, что послужило основанием для С. Г. Кляшторного и В. А. Лифшица предполагать его триумфальное, а не погребальное назначение18.

         Вероятно, триумфальной была Хара-Балгасунская стела, обломки которой находятся на территории храмового квартала Орду-Балыка, обнесенного валами, расположенного южнее крепости. Обломки стелы, навершия с драконами (рис. 2, 1), черепахи находятся на площади храмового комплекса, вне какого-либо сооружения, аналогичного насыпи терхинского памятника19. Надо полагать, что эта триумфальная стела была сооружена в честь блистательных побед "чудесно-воинственного" кагана Кутлуга, спасшего Уйгурский каганат от разгрома в конце VIII в. н. э.20

         Собственно поминальные памятники уйгурских каганов, известные в литературе под традиционным названием "погребальных"21, идентифицированы В. Е. Войтовым22. К их числу отнесены известные памятники могон-Шинэ-Усу и Хушон-Тал. Они представляют собой глинобитные платформы, окаймленные внутренним рвом и внешним валом, площадью 25 Х 47 и 44 Х 55 м каждый, ориентированные по длине на север - юг. На южной стороне платформы находится округлая каменная насыпь, на северной - каменная черепаха. На памятнике Могон-Шинэ-Усу рядом с черепахой сохранилась упавшая стела с надписью в честь кагана Моюн-Чура; на памятнике Хушон-Тал стела не обнаружена. При раскопках памятника Хушон-Тал не было обнаружено ни ограды, ни изваянии, ни остатков храма23. В. Е. Войтов полагает, что Хушон-Тал сооружен раньше Могон-Шинэ-Усу, а после принятия уйгурским каганом Бегю Инги Яглакаром манихейства традиция возведения поминальных памятников уйгурской знатью была утрачена24.





5 самых читаемых статей на этой недели:
Главная страница
Создать сайт бесплатно Яндекс.Метрика