Главная страница
Достоинство / Сильнее госграниц

         В эпиграфе - строки из стихотворения Лутфулия Муталлипа, уйгурского поэта-патриота. И это не просто метафора. Уйгуры - один из древних народов Центральной Азии. Этнос издревле жил и формировался на азиатских просторах и одно время распространял свою власть от Алтая до Маньчжурии.

         Как бы ни ломали перья ученые, уйгуры наравне с другими народами, проживающими с севера на юг от Балхаша до Куэнь Луня и с востока на запад от Джунгарских ворот до Бухары, могут считать себя прямыми наследниками истории этой территории. В том числе и потомками народов, населявших Караханидское государство, которое начиная с середины IХ и до начала ХIV века находилось в самом центре Азии. Некоторое время столицей этого государства был город Баласагун в окрестностях современного Токмока, где с тех пор и поныне стоит минарет-башня Бурана.

         Караханидская эпоха внесла много славных имен в мировую культурную сокровищницу. В ряду выдающихся философов того времени - Абу Насыр Фараби из Фараба, известный под именем Аристотеля Востока, величайший ученый Абу Али ибн Сина (Авиценна) из Бухары, философ, историк и географ Абу Райхан Бируни из Хорезма. Особо ярко культура эпохи Караханидов представлена созвездием наших земляков - Юсупа Хас Хаджиба из Баласагуна и Махмуда Кашгари из Барсхана. Произведение Юсупа Баласагунского "Кудатгу билиг" прославляет идеи справедливости, разума, терпения и мудрости, строки которого назидательны и созвучны с нашим временем:

Мечтаешь ты править в величии долгом -
Закон укреплять почитай своим долгом.
Достойных возвысь, им наград не жалея,
Негожих гони от себя поскорее.

         Население Караханидского государства развивалось в двух различных экономико-географических зонах: в оазисах - городское земледельческое, в горах - кочевое скотоводческое. Взаимодействие между этими группами приносило обоюдные выгоды. А билингвизм, о котором хорошо написал Махмуд Кашгарский, способствовал их взаимопониманию.

         Существовавшая почти 400 лет Караханидская эпоха была важным периодом для народов Центральной Азии и прилегающих районов. Во время монгольского нашествия большое количество уйгуров занимало ответственные военные и государственные посты в монгольской империи. Самым известным среди уйгуров в то время был Тататуна, первым создавший монгольскую письменность на основе уйгурского алфавита. С XIV века уйгуры - в составе Чагатайского улуса, а затем - в Моголистане. В ХVII-XVIII веках существовало государство уйгуров, которое к 1760 году было захвачено манжчурскими правителями Китая. Восточный Туркестан на долгие годы оказался втянут в военные, религиозные и межэтнические конфликты.

         С этого времени начинаются массовые переселения уйгуров в Россию, в том числе и на территорию Пишпекского и Пржевальского уездов. Разобщенность народа привела к потере суверенитета уйгуров. Но уйгурский этнос продолжал существовать в многочисленных оазисах Туркестана. Здесь национальность определялась по названию места жительства, и уйгуров называли кашгарлык, хотанлык или по роду занятий - таранчи (земледелец)...

         По-разному переводят этноним "уйгур". Один из вариантов означает "единство" или "союз", и, возможно, так называлось одно из ведущих племен во времена Уйгурского каганата. И в этом названии отразилась идея консолидации великого этноса. В 1921 году решением конференции в городе Ташкенте это имя было возвращено народу.

         Борьба уйгуров за свою независимость наполнена героическими и трагическими страницами. Эта борьба приводила к многочисленным жертвам среди населения и к появлению беженцев, которые расселялись на территориях Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана. После образования Китайской Народной Республики был создан Синьцзян-Уйгурский автономный район с административным центром в г. Урумчи. Синьцзян-Уйгурский автономный район многонационален. Более 7 млн. человек - уйгуры. Это почти 50% населения автономного района. В Кыргызстане число уйгуров достигает 50 тысяч. Местами компактного проживания являются город Каракол, села Лебединовка, Ново-Покровка, в городе Бишкеке - район Токульдош, некоторые села Джалалабадской и Ошской областей.

         Сегодняшний облик уйгурского жилища преобразился. Теперь это европейские дома нового поколения, выстроенные вместо прежних, с деревянными окнами-решетками и плоскими крышами. Уйгуры стараются селиться группами, образуя городские и сельские общины. Живущие в сельской местности занимаются сельскохозяйственным производством, животноводством, ремеслами и торговлей. В городах преимущественное занятие - торговля. Многочисленные уйгурские кафе предлагают блюда национальной кухни: самсы, манты, гош-нан, всевозможные сладости. Без уйгуров нет восточного базара. И те многочисленные рынки, что мы называем китайскими, в основном заполнены торговцами-уйгурами.

         Задолго до изобретения печати на западе, еще в Х-ХI веках, уйгуры издавали буддистские книги, используя печатные станки. Говорят, что в своей истории они имели 26 различных алфавитов. Древнее уйгурское письмо было основано на согдийской графике. В наши дни на территории КНР среди уйгуров принята арабская графика, здесь - азбука на основе русского письма. Вот и выходит местная уйгурская газета "Иттипак" на двух языках - русском и уйгурском и на трех алфавитах - русском, русско-уйгурском и уйгурско-арабском.

         Среди уйгуров высок процент знания родного языка. Но до недавнего времени не было возможности получить на родном языке даже начальное образование. Сегодня в Лебединовке работает специализированная школа-гимназия № 2 с преподаванием на уйгурском языке. Но для учебы в вузах необходимо знание русского или английского языков. И молодежь их изучает. Сегодня десятки уйгуров учатся в КНУ, КРСУ, АУЦа и по обмену студентов в институтах КНР.

         Сильна и старая гвардия уйгурских ученых во главе с почетным академиком НАН, доктором философских наук, профессором Азизом Нарынбаевым. Большой вклад в геологическую науку внесен кандидатом геолого-минералогических наук Мирзалимом Талиповым. Он один из авторов академического издания Атласа Киргизской ССР, соавтор карты гидрогеологического и сейсмологического районирования нашей республики. Сотни уйгуров имеют высшее образование, но многие не работают по специальности либо из-за отсутствия соответствующего производства, либо по причине получения более высокого дохода в торговом бизнесе.

         Уйгурская диаспора в Кыргызстане живет активной жизнью, тесно взаимодействует со своими казахскими и синьцзянскими соотечественниками. Культурные узы сильнее государственных границ. Недавно во Дворце спорта им. Кожомкула прошел вечер памяти выдающегося музыканта и композитора Нурмухаммеда Турсуна. Сидевшие в зале услышали ансамбль народных инструментов "Интизар" под руководством Э. Садыкова и У. Хамраева. Звучали струны тамбира и равана. Отмечены юбилей Лутфулия - уйгурского поэта и мыслителя ХIV века и 70-летие со дня рождения нашего современника поэта Жамилдина Касымова.

         Казалось бы, все хорошо. Но недавно мои соседи-уйгуры съездили проведать родственников в Урумчи и, вернувшись, засобирались туда на постоянное место жительства. Значит, там лучше, а что человеку еще надо? На земле, где мир и согласие, места хватает всем, тесно становится там, где разлад и разруха.

         И когда я вижу, что в основании нашего общего дома появляются трещины, вспоминаю еще одну строчку из стихотворения Л. Муталлипа: "Мы все одной планеты земляки". И думаю, что все-таки этот дом мы выстроим.


Владимир Петров - краевед,
"Слово Кыргызстана" / 2006 г.


Еще материал по тематике:

**.**.**** - Сборник статей Нурмухаммеда Кенджи.

**.**.**** - Синьцзяньская проблема - прямая угроза для Киргизии!

30.05.2001 - Борьба греко-римская.

28.03.2003 - Убийство "челноков".

29.07.2003 - Курултай уйгуров Киргизии.

07.10.2003 - Курманбек Осмонов обидел уйгуров Кыргызстана.

19.01.2004 - Презентация книги известного уйгурского композитора.

30.03.2004 - Киргизия и Китай будут обмениваться осужденными.

**.**.2005 - Уйгуры: неопределенное будущее.

21.04.2006 - Кому выгодно порочить уйгурских бизнесменов?

02.10.2006 - Спецслужбы Киргизии выкрали в Казахстане уйгурского активиста.

26.03.2008 - Юбилей передачи "Тенгри-Тат садалари".

22.04.2008 - Благоухающая наложница в золотом заточении.

24.06.2008 - Кыргызский комитет по правам человека за бойкот.

19.11.2009 - "Иттипак" в единой семье.

18.10.2011 - Уйгурская культура завоевывает сердца молодых жителей Бишкека.

17.06.2014 - Газете "Иттипак" - 20 лет.

06.10.2014 - В Ошской области прошел фестиваль "Уйгуры - единая дружная семья".




5 самых читаемых статей на этой недели:
Главная страница
Создать сайт бесплатно Яндекс.Метрика