Главная страница
Ressam ustazliri
Художник должен быть свободным

         "Я буду творить до конца дней своих", - так сказал художник-прикладник Хашимджан Курбанов. На днях в Центральном государственном музее РК открылась выставка его работ. Как ни странно, она совпала с юбилеем художника, и я попала на торжество по случаю этого события. Кстати, праздник был двойной - дни рождения у супругов Курбановых в один день.

         В выставочном зале представлено 80 работ, собранных за последние 7-8 лет. Я сразу же нашла свою любимую - "Танцовщицы священных пещер". Все работы какие­то по-домашнему уютные и спокойные.
         Когда-то Хашимджан Курбанов и сам не представлял, что его тыквянки будут выглядеть именно так.
         - Ранние мои работы были совсем другие - яркие, расписные, - рассказывает художник. - Я тогда изучал матрешек, гжель, росписи русских мастеров. Некоторое время копировал их, а потом резко перестал. Подумал: а почему я не могу придумать свое? Чтобы не было похоже ни на что. В 90-е годы я применял и резьбу, и выжигание, и все краски. Все испробовал и оставил свой цвет тыквянки, потому что он напоминает что­то теплое, близкое к солнцу, земле. Только кое­где вырезаю, тонирую и добавляю даже не цвет, а намек на цвет.
         За каждой работой Хашимджана Асимовича - пласт истории народа, собственные чувства и детские воспоминания. Скажем, прототип танцовщиц в пещере - национальный памятник буддистского периода. Каждая пещера, расписанная в свое время уйгурскими монахами, не похожа на другую.
         - Тяжелее всего дались мне куклы, - говорит художник. Чтобы не ошибиться, я расспрашивал своих друзей-историков, кого лучше изобразить из древних поэтов, музыкантов, полководцев. Изучал древние письмена, религии. У меня есть еще идея сделать тыквянку в виде большой пирамиды, от нижнего слоя - древности, до верхнего - современности.
         Сейчас Хашимджан Курбанов достаточно известен. Множество его тыквянок разошлись по всему миру - в Америку, Европу. Но идти к этому пришлось долго.

         Творчеству тоже нужно учиться

         - Когда я учился в пятом или шестом классе, отец показал мои рисунки первому художнику Казахстана - Абылхану Кастееву. Он сказал, что у меня есть талант. Это было как благословение. Я долго хранил его подарок - книгу "Русские художники­передвижники". Она была моим талисманом, я изучал по ней Репина, Рубина, Седова и других мастеров. Но со временем каждый выбирает по душе свою тему, свой стиль, отходя от учителей.
         И Хашимджан Асимович выбрал уйгурский фольклор. К историческим корням его тянуло с детства. Вместо того чтобы играть с мальчишками во дворе, будущий художник ходил за стариками, приставал к ним с вопросами.

         Путь к успеху

         Мастерская художника - всего лишь скромная комната в общежитии.
         - Каждый день в 8 утра я уже за работой, - рассказывает Хашимджан Асимович. - По утрам тороплюсь сюда, как будто меня кто­то гонит. Бывает, из сотни эскизов выбираешь только один. Сейчас я хочу исполнить работы в новом стиле, в котором соединены прикладное искусство и живопись. Я уже сделал это в последних трех работах, которые представлены на выставке.
         Как и многим творческим людям, Хашимджану Курбанову не сразу удалось полностью посвятить себя любимому делу. С женой и двумя детьми пришлось уехать из Алматы в Жаркент.
         - Я тогда не стеснялся никакой работы. Занимался оформлением, плакатами, росписями, ярмарками. Сам строил дом, понемногу помогали друзья и родные. На творчество времени вообще не хватало. В Жаркенте я был никто. Обыкновенный художник-оформитель. Но в какой­то момент подумал: мои друзья творят, что­то выставляют - почему я не могу? Мы все бросили и в 90-х годах приехали с семьей сюда. Приходилось ходить по всем выставкам, предлагать работы. Потом уже меня начали приглашать в выставочные залы. В Казахстане тогда никто не использовал тыквянки. Все интересовались, что это - дерево или керамика.
         О тыквянках Хашимджан Асимович рассказывает увлеченно. Показывает заготовки из разных сортов, которыми забиты все полки и антресоли в мастерской и дома.
         - С живописью я тоже все время экспериментирую. Пробовал оставлять чистые холсты, чтобы зритель что­то мысленно сам дописал. На изображение что только не клеил. Всякие лоскутки, деревяшки.
         Работы Хашимджана Курбанова - не просто поделка ремесленника. Каждая из них имеет свой философский смысл.
         Например, работа "Дом отца" символизирует жизнь и смерть.
         - Я сделал первые ворота, через которые мой отец пришел в этот мир. И вторые ворота, через которые он ушел из этого мира год назад. Эту выставку я посвящаю ему.
         Срубленное дерево на одной из картин символизирует для художника древнюю историю его народа, сейчас такую же заброшенную и забытую, как сухой ствол. А еще Хашимджан Курбанов любит рисовать птиц.
         - Когда я был маленьким, я пугал птиц из рогатки. И однажды случайно убил воробья. Мне было его так жалко, что я плакал. Это было единственное существо, которое я убил в своей жизни. Я люблю природу и люблю птиц. И мой народ очень часто изображает птиц: вышивает на традиционных коврах, которые меня тоже часто вдохновляют. Каждая птица имеет свой смысл. Птица счастья, удачи, любви. Художник должен быть свободным, как птица.

         Семейные традиции

         Кстати, тяга к творчеству у Хашимджана Курбанова не случайна - отец был журналистом, бабушка - первой женщиной-исполнительницей женской роли в уйгурском театре, мама - танцовщицей, дед - драматургом, актером, музыкантом и поэтом. Сам Хашимджан Асимович в детстве мечтал стать актером. И даже сыграл в одном фильме.
         Свою дочь художник воспитал в традициях творческой династии. Она занимается дизайном одежды.
         - Он и меня вдохновил на то, чтобы делать что­то творческое, - рассказывает Арзу Курбанова, жена художника, с которой они прожили душа в душу уже 25 лет. Я начала заниматься художественной галереей, потом - рекламой. Я ему очень благодарна за то, что каждый новый день не похож на другой. Он вносит в мою жизнь разнообразие, потому что когда он творит, душа радуется. Приходишь уставшей после работы, он начинает показывать свои работы, эскизы, все время что­то новое. Я всем скажу, что быть женой художника - это просто счастье. Это очень интересная жизнь. Хотя и сложная, конечно.
         Во многих работах Хашимджана Курбанова знакомые узнают его жену. Первая муза художника еще и его первый критик.
         - Может, это и плохо, но я критик очень строгий. Я всегда говорю ему прямо, что мне очень нравится, а что не нравится.
         - Она сразу чувствует картину, - делает комплимент жене Курбанов. - Если скажет, что плохо, я иногда обижаюсь, психую, оставляю картину. К некоторым советам прислушиваюсь, к большинству - нет. Потому что нельзя командовать художником. Он должен творить сам. Иначе это уже не творчество, а заказ. Творчество - это когда ты один на один с холстом, когда мысль работает, когда мучаешься.
         - Вы часто изображаете женщин - стройных, изящных, иногда грустных, иногда счастливых. А есть какой­нибудь идеал женщины?
         - Идеал у каждого свой. Это зависит от культуры, традиций.
         Для меня женщина - вдохновитель творчества.
         Я часто придумываю своих героинь. Например, "Купание девушки" - эротическая картина. Но мне никто не позировал. Сам хотел преподнести эту красоту. Хотя обычно мусульманок нельзя рисовать обнаженными, но я это сделал. Я хотел показать грацию, показать фигуру.
         - А что для вас вдохновение? Откуда берется столько идей? Бывает, что руки сами творят?
         - Вдохновение иногда приходит вмиг. Видение иногда приходит ночью, перед сном, когда я уже начинаю дремать. Если рядом супруга, я прошу ее принести бумагу, карандаш и делаю зарисовки. Иногда я вижу готовые картины. Я в этот момент в сознании. Передо мной как видеокамера - я захожу в зал, который нигде не видел. Как сквозь объектив смотрю на картины на стенах. Такие картины шикарные, рамы сделаны из золота. Я всегда удивлялся - может, есть параллельные миры, и я вошел в один из них? Иногда видишь хорошие картины, их хочется запомнить. Если удается, делаешь несколько набросков. Потом наутро смотришь - не то. Ну, может, один из всех вариантов подойдет. И ты его по-своему разрабатываешь. Но я оттуда практически ничего не копирую. Просто это видение меня вдохновляет. Я видел прекрасное, потому что я стремился к этому.
         Картина "Влюбленный" - это тоже обо мне. Влюбленный в жизнь, в природу, в людей.
         А любовь несовместима с агрессией или страхом. Я даже старости не боюсь. Мне стариков иногда жалко, что они ничего не могут делать физически. Просто сидят и вспоминают молодость. А я в старости буду работать и работать. Хочу творить до конца дней своих. Художники всю жизнь работают. У нас нет пенсии. Пикассо проработал до 90 лет. И даже в 90 лет у него были работы такие, как рисовала молодежь. Я понял, что такое художник, что такое искусство, только в течение 10 последних лет. Потому что более глубоко начал мыслить.
         - И что же такое художник?
         - Художник - это тот, кто видит жизнь и природу. Кому хочется внутреннее состояние выплеснуть на холст, изобразить то, что много лет хранил в себе. В то же время в картине должно быть немного таинственности, чтобы разгадку дал зритель. Тысяча человек - это тысяча разгадок. Такова задача художника.


Мария Абраменко
Известия Казахстана, 13.04.2007





5 самых читаемых статей на этой недели:
Главная страница
Создать сайт бесплатно Яндекс.Метрика