Главная страница
История - Тарих - History
С. Г. КЛЯШТОРНЫЙ
НОВЫЕ ЭПИГРАФИЧЕСКИЕ РАБОТЫ В МОНГОЛИИ
(1969-1976 гг.)

Примечания

         1 Об истории открытия и изучения древнетюркских рунических памятников см.: С.Г.Кляшторный. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азия. М., 1964, с. 5-17; Н.Сэр-Оджав. Изучение древнетюркской письменности в МНР. - Corpus Scriptorum Mongolorum. T. 16. Fasc. I. 1968, c. XI-XIII; Э.Трыярски. Новые исследования по древнетюркским памятникам в Монголии и методология издания рунических надписей. - Олон улсын монголч эрдэмтний II их хурал, б. 2, Улаан-Баатар, 1973, с. 170-174; С.Г.Кляшторный, В.А.Лившиц. Открытие и изучение древнетюркских и согдийских эпиграфических памятников Центральной Азии. - Археология и этнография Монголии. Новосибирск, 1978, с. 37-60.
         2 Б.Г.Гафуров, Л.И.Мирошников. Изучение цивилизации Центральной Азии. Опыт международного сотрудничества по проекту ЮНЕСКО. М., 1976.
         3 Ср., например: L. Bazin. La litterature epigraphique turque ancienne. Т. 2. 1964, с. 209.
         4 С.Г.Кляшторный, В.А.Лившиц. Согдийская надпись из Бугута. - "Страны и народы Востока". Т. 10. М., 1971, с. 121-146; S.Kljashtorny, V.Livshic. The Sogdian inscription of Bugut revised. - AO. T. 26. Budapest, 1972, с. 69-102. Эта публикация получила широкий международный отклик, см., например: L.Bazin. Turcs et Sogdiens. Les enseignements du L'inscription de Bugut (Mongolie). - "Melanges linguistiques offerts a Emile Benveniste". P., 1975, с. 37-45; S. Chagatay, S. Tezcan. Kokturk tarihinin chok onemli bir belgesi: Sogutcha Bugut Yaziti. - "Turk Dili Arastirma Yilligi. Belleten 1975-1976". Ankara, 1976, с. 245-252.
         5 С.Г.Кляшторный. Наскальные рунические надписи Монголии. - ТС. 1975, М., 1978, с. 151-158.
         6 С.Г.Кляшторный. Руническая надпись из Восточной Гоби. - "Studia Turcica". Budapest, 1971, с. 249-258.
         7 О календарной и личностной хронологиях в рунических памятниках см. подробно:L.Bazin. Les calendaries turcs anciens et medievaux. Lille, 1974, c. 32-284.
         8 М.Шанехуу. Тариатын орхон бичигийн шинэ дурсгал. Улаан-Баатар, 1975.
         9 Там же, с. 94.
         10 Там же, с. 6.
         11 С.Г.Кляшторный. Терхинская надпись. Предварительная публикация (в печати).
         12 С.И.Вайнштейн. Древний Пор-Бажын. - СЭ. 1964, № 6, с. 113-114. Исследователь правильно предположил, что дворец мог принадлежать Баян-чору (Элетмиш Бильге-кагану).
         13 Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т. 1. Кн. 1. М.-Л., 1952, с. 118; Д.Г.Савинов. К вопросу этногеографии севера Центральной Азии в предмонгольское время. - Проблемы отечественной и всеобщей истории. Вып. 2. Л., 1973, с. 26. Возможно предположить связь упоминаемой Рашид ад-Дином области Баргуджин-Токум с р. Бургу древнеуйгурского памятника; упомянутую область некоторые исследователи локализуют в Юго-Восточной Туве (см.: С.И.Вайнштейн. Тувинцы-тоджинцы. М., 1961, с. 29-30; Н.А.Сердобов. История формирования тувинской нация. Кызыл, 1971, с. 118).
         14 Ср.: G.J.Ramstedt. Zwei uigurishe Runeninschriften in der Nord-Mongolei. - JSFOu. T. 30. Р. 3. 1913, с. 20-23; Г.И.Рамстедт. Перевод надписи "Селенгинского камня". - "Труды Троицко-кяхтинского отделения Приамурского отдела Русского географического общества". Т.15. Выв. I. 1912, с. 43; С.Е.Малов. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии. М.-Л., 1959, с. 36, 40.
         15 J.R.Hamilton. Les Oufghours a l'epoque des Cinq dynasties. 1955, с. 4.
         16 G.Сlauson. Some notes on the inscription of Tonuquq. - Studia Turcica. Budapest, 1971, с. 127-128.
         17 И.А. Ефремов. Дорога ветров. Гобийские заметки. Изд. 2. М., 1962, с. 229.
         18 А.Н. Бернштам. Новые древнетюркские и китайские эпиграфические находки. - ЭВ. Т. 12. 1958, с. 68-69. Ныне камень с надписью находится в Отделе археологии Института истории АН МНР. См. также: В.М. Наделяев. Древне тюркская надпись на Ховдсомова МНР. - Бронзовый и железный век Сибири. Новосибирск, 1974, с. 163-166.
         19 Les designs pictographiques et les inscriptions sur les rochers et sur les steles en Mongolie recueillis par Rintchen. Oulan-Bator, 1968, с. 42.
         20 Публикацию памятника см.: S.G. Kijastornyj, V.A. Livsic. Une inscription inedited turque et sogdienne: la stele de Sevrey (Gobi Meridional). - JA. T. 259. 1972, c. 11-20.
         21 Это имя теперь трижды зафиксировано в рунических текстах: в Суджинском памятнике (стк. 1), в тексте Терхинской стелы (западная сторона, стк. 2); в Сэврэйской надписи. Ср.: С.Е. Малов. Енисейская письменность тюрков. Тексты и переводы. М.-Л., 1952, с. 84-87; С.Г. Кляшторный. Историко-культурное значение Суджинской надписи. - ПВ. 1959, № 5, с. 162-164. О формах того же имени в китайских, среднеперсидских и хотано-сакских текстах СМ.: F.W. Muller. Uigurische Glossen. - Festschrift fur F. Hirth. 1920, p. 310-311; P. Pelliot. A propos des Comans. - JA. T. I5. 1920, №2, c. 142; H.W. Bailey. The Stael-Holstein Miscellany. - AM. Vol. 2. P. 1. 1951, c. 17; J.R. Hamilton. Les Ouighours, c. 160.
         22 С.Е. Малов. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии, с. 40.
         23 По мнению А.Германа, маршрут через Сэврэй - Эдзин-гол вообще был единственным достойным обозначения путем из Отюкенской ставки в Хангае в Китай (через Ганьчжоу). См.: А. Hermann. A historical atlas of China. New ed. Amsterdam, 1966, pl. 29. Следует иметь в виду и другой путь, совпадающий с позднейшим Ургинско-Калганским тележным трактом.
         24 С. Mackerras. Sino-Uighur diplomatic and trade contacts (744 to 840). CAJ. 1969, vol. 13, № 3. с. 216.
         25 Н. Еcsedy. Uighurs and Tibetans in Pei-t'ing (790-791 A.D.). - AOH. T. 17. Fasc. I. 1964, c. 83-104. Маршруты набегов 778 и 806 гг. (последний вместе с татабы) на Хэдун (.восточное Ордоса) также оставляли далеко в стороне путь через Сэврэй.
         26 С.Г. Кляшторный. Древнетюркские рунические памятники, с. 78-122.
         27 С.Г. Кляшторный, В.А. Лившиц. Согдийская надпись из Бугута, с. 121-146.
         28 Китайские тексты памятников в честь Кюль-тегина и Бильге-кагана, содержащие соболезнования императора Сюаньцзуна, непосредственно с содержанием и назначением тюркских надписей не связаны. Ср.: С.Г. Кляшторный. Древне тюркские рунические памятники, с. 56-57.
         29 Е. Chavannes, P. Pelliot. Un traite manicheen retrouve en Chine. - JA. Ser. XI. 1913, c. 201-223; Jes P. Asmusaen. Xuastuanift. Studies in Manichaism. Copenhagen, 1965, c. 146; о значении Карабалгасунского памятника для истории культуры древних уйгуров см. также: С.Г. Кляшторный, В.А. Лившиц. Открытие в изучение..., с. 48-52.
         30 Консультация С.Е.Яхонтова.
         31 J. Hamilton. Les Ouighors, c. 69, 143 (Дж.Гамильтон переводит ин-ы как "храбрый и справедливый").
         32 Там же, с. 139. В Карабалгасунском памятнике он именуется "Достигший небесной благодати, правящий государством, мужественный, славный и мудрый каган" (tengride qut bolmys il tutmys alp kulug bilge qagan). См.: E. Chavannes, P. Pelliot. Un traite manicheen, c. 211.
         33 О происхождении Ань Лушаня см.: E.G. Pulleyblank. The background of the rebellion of An Lu-shan. L., 1955 (London Oriental Series, vol. 4), c. 7-23.
         34 С. Mackerras. The Uighur Empire (744-840) according to the T'ang dynastic histories. Canberra, 1968 (Australian National University. Center of Oriental Studies. Occasional paper, №8), c. 5.
         35 Там же, с. 21.
         36 Основные источники, освещающие ход восстания Ань Лушаня - Ши Чаои, теперь переведены и подробно комментированы: См.: H.S. Levy. Biography of An Lu-shan. Berkeley - Los Angeles, 1960 (University of California. Chinese dynastic histories translations, №8); R. des Rotours. Histoire de Ngan Lou-chan. P., 1962 (Bibliotheque de l'Institut des Hautes Etudes Chinoise, vol. 18).
         37 С.Mackerras. The Uighur Empire, c. 25.
         38 Там же. Возможно, что упоминаемый в стк. 5 тюркского текста Сэврэйской надписи Кюль-таркан - то же самое лицо, что я Кан Ан Кюль-тархан китайских источников. Он родился в 690 г. в знатной согдийской семье, служившей тюркским каганам. В 712 г. занимал пост советника Капаган-кагана. В 742 г., накануне падения второго Тюркского каганата, бежал с семьей в Китай и получил назначение в Пинлу (см. подробнее: С.Г. Кляшторный. древнетюркские рунические памятники, с. 121-122). Во время восстания Ань Лушаня стал его сподвижником, но уже в 757 г. перешел на сторону императорских войск. Вместе с двумя своими сыновьями занимал высокие посты в армии, сражавшейся против Ши Сымина и Ши Чаои. Умер в 766 г. Его эпитафия сохранилась (Янь Лутун. Собрание сочинений. - Сер. "Сы оу цун кань", № 1787. Т. 3. Цз. 9, л. 7а - 106), и мы смогли ознакомиться с ней благодаря любезной помоши Л.Н.Меньшикова.
         39 R. Des Rotours. Histoire de Ngan Lou-chan, c. 362.
         40 Там же, с. 2.
         41 E. Chavannes, P. Pelliot. Un traite manicheen, c. 214; C. Mackerras. The Uighur Empire, c. 38.
         42 А.V. Gabain. Das Uigurische Konigreich von Ghotscho (850-1250). B., 1961; Она же. Die altturkische Literatur. Manihaica. - PhTF. T. 2. Wiesbaden, 1964, c. 231-237; Она же. Das Leben in uigurischen Konigreich von Qoco (850-1250). Wiesbaden, 1973.
         43 F.W. Muller. Uigurica. 2. B., 1911, c. 95; E. Chavannes, P. Pelliot. Un traite manicheen, c. 213.
         44 0 культуре древнетюркского времени в свете эпиграфических исследований в Монголии см. также: С.Г. Кляшторный. Древнетюркские письменность и история культуры Центральной Азии. - Этнические и историко-культурные связи тюрко-язычных народов СССР. А.-А., 1976, с. 52-54; он ж е. О генетических корнях древнетюркской культуры. - Угро-финские народы и Восток. Тарту, 1975, с. 36-38; S.G. Klajaschtorny. Einige Probleme der Geschichte der altturkische Kultur Zentralasiens. - "Altorientalische Forschungen". Bd 2. B., 1975, c. 119-128.




Главная страница
Сайт управляется системой uCoz