Бессменный лидер сладкоголосого вокально-инструментального ансамбля “Яшлык” (не путать с одноименной поп-группой с очаровательным вокалистом-сердцеедом!), а ныне директор Уйгурского театра музыкальной комедии Мурат Ахмадиев совсем недавно вернулся из поездки в Катар.
Смело можно считать, что именно это деловое путешествие изменило в жизни почитаемого артиста многое. Как говорится, тряхнув стариной, фетишизированный руководитель уйгурского театра, на протяжении вот уже нескольких лет занятый сугубо “хозяйственными” хлопотами - обустройством нового здания театра, ремонтными работами, организацией гастролей и т.д., засветился перед слушателем в своем первоначальном творческом амплуа. Мурат Ахмадиев запел. И случилось это перед самой поездкой в Катар.
Именно тогда в срочном порядке была сочинена песня “Райхан” и исполнена на сцене закордонного государства. Сразу же по возвращении основатель легендарного “Яшлыка” решил удивить поклонников своего песенного творчества еще больше. В настоящее время им готовится альбом, в который войдут двенадцать песен на уйгурском и казахском языках!
- Мурат Абдраимович, похоже, вы решили не отставать от своих детей в плане музыкального творчества?
- Конечно, ведь музыка, искусство - это мое призвание. Помнится, в 1974 году меня, выпускника факультета хорового дирижирования Алматинской консерватории, пригласили в Уйгурский театр. Спустя год я организовал там вокально-инструментальный ансамбль “Яшлык”, был художественным руководителем этого коллектива и, в принципе, являюсь им и сейчас. Поэтому музыка, песенное творчество всегда рядом.
Правда, в “Яшлыке” сейчас поют наши дети. Это Дильшат Ахмадиев - мой сын, являющийся солистом ансамбля, Ядыкар Шамиев, композитор, клавишник - мой племянник и Бахтияр Хасанов, сын главного балетмейстера уйгурского театра. И “Яшлык” теперь не вокально-инструментальный ансамбль, а группа.
- ВИА “Яшлык”, как известно, просуществовал недолго, и был период, когда коллектив перестал выступать вообще?
- С ансамблем я проработал до 1983 года. До этого мы стали лауреатами премии Ленинского комсомола (впервые уйгурские музыканты завоевали подобное звание), участвовали во многих всесоюзных конкурсах артистов эстрады, на Всемирном фестивале молодежи в Москве, объездили лагерь социалистических стран, комсомольские стройки...В 1984 году меня назначили директором уйгурского театра. С тех пор я занимаюсь только административной работой. Артисты “старого” “Яшлыка” работают сейчас в театре. В связи с реконструкцией здания театра мы не имели возможности выступать, но в этом году отметим 25-летний юбилей ансамбля и выступим с концертной программой в своем первом составе!
- Каков был репертуар первого “Яшлыка”?
- Мы исполняли народные, обрядовые уйгурские национальные песни в современной аранжировке. Мы должны были показать, что есть прекрасные народные уйгурские композиции. Это было нашей главной задачей, с которой, думаю, мы справились.
- Эта задача распространяется и на современный “Яшлык”?
- Да, но здесь уже учитываются иные ритмы, иные направления. Скажу честно, я не во всем согласен с ними. Особенно в том, что они поют исключительно на русском языке. Мне бы хотелось, чтобы были задействованы уйгурский и казахский языки. Естественно, я буду этого добиваться. Пока я разрешил им идти по своему пути, поскольку группа стала очень популярной. Но в альбоме, который выйдет в этом году, национальные мелодии будут.
- В этом плане не подводит вас дочь - Дильназ Ахмадиева...
- Верно. Она выпустила несколько альбомов на разных языках. В настоящее время работает над песней на казахском языке. В этом отношении Дильназ действительно идет немножко впереди.
- Мурат Абдраимович, ваши дети выросли в музыкальной семье. Прививалась ли любовь к музыке специально?
- Я никогда не старался сделать их артистами, а ждал проявления какого-либо таланта с их стороны. Дильназ с четырехлетнего возраста стала петь, хотя я больше видел ее танцовщицей, она прекрасно танцевала, будучи совсем крохотной. Но после съемок Дильназ в фильме “Волшебное яблоко”, ей было тогда всего четыре годика, где она спела песню Аллы Пугачевой “Миллион алых роз”, я понял, что у нее есть хороший слух. Но когда Дильназ заканчивала школу, я настоял на том, чтобы она поступила в иняз. И я не жалею об этом. Чтобы стать настоящим певцом, музыкантом, необходимо иметь профессиональное образование, учиться в консерватории и идти петь именно в оперные театры. Дильназ не имеет музыкального образования, но она очень талантлива. Возможно, скоро она начнет обучаться профессиональной музыке. Либо мы наймем педагогов, либо она будет учиться на вечернем отделении консерватории.
- А что будет с инязом?
- Она усердно практикуется, поет на английском языке. Думаю, язык всегда пригодится и он останется.
- В отличие от сестры Дильшат окончил эстрадный колледж...
- Да, Дильшат обучался в классе бас-гитары, хорошо играет на фортепиано, может сочинить песню...В общем, он готовый профессиональный музыкант, и будет идти по этой линии. Но я никогда не думал, что он будет петь. Больше я видел в нем композитора и инструменталиста.
- Как вы относитесь к популярности своих детей?
- В этом отношении я держу их очень строго. Звездную болезнь выбиваю сразу же. К счастью, она им пока не грозит. Я постоянно твержу им: все, что сейчас делается, - это еще не победа, а только начало.
Я не хочу, чтобы они разочаровались в своем выборе, а шли только вперед. Что нужно для этого? Не просто снимать клипы, ездить с концертами по стране и ночным клубам, а выходить на широкую публику, стараться петь “живьем”, без использования фонограммы. Скажем, скоро Дильназ поедет в Москву, где исполнит свои песни не под “фанеру”.
- Немало недомолвок ходит вокруг реконструкции уйгурского театра... Когда, наконец, он откроется и начнет работать в своем новом здании?
- Когда-то, в 60-е годы, здесь размещались аж два театра - уйгурский и корейский. Это был старый камышитовый клуб, построенный в 1934 году. Мы жили здесь. Я был поначалу просто солистом, потом руководителем ансамбля, секретарем комитета комсомола, парторгом... И только 18 лет назад меня назначили директором.
Моей заветной мечтой было сделать так, чтобы театр стал настоящим театром! Мне было стыдно заходить в это ветхое здание, напоминающее конюшню. Когда мы обратились к правительству, они предложили построить новое здание. Но это была суматоха: выделяют территорию для строительства, нет денег... И вот так несколько лет. Вскоре из-за аварийного состояния театр был закрыт вообще. Позже мы пришли к выводу, что нужно делать ремонт. Начали его с благословения аксакалов в 1995 году.
- Не так давно завершили...
- В конце мая - начале июня мы планируем устроить презентацию театра, осенью же начнем 69-й театральный сезон в новом здании.
Вообще, думаю, здесь будет своеобразный уйгурский культурный центр. Посудите сами, здесь работают популярная группа “Дервиши”, у них своя звукозаписывающая студия, фонд “Бостан”, оказывающий поддержку самодеятельным коллективам, ассоциация художников “Мын ой”, клуб уйгурских меценатов...