Уйгурия - главный перекрёсток Азии

(или между китайским драконом, русским медведем и британским львом)

Великий Шёлковый Путь

Если попытаться найти главное звено Уйгурии или Синьцзяна (по-китайски), будет не просто трудно, а очень трудно. Всё-таки 1,6 млн км2 территории, т.е. больше чем крупнейшие страны Европы вместе взятые (Франция, Испания, Германия, Англия), многотысячелетняя история, периоды взлётов и падений, неспокойное настоящее… Но это звено есть! И называется оно: "Великий шёлковый путь". Уйгурия - перекрёсток между Востоком, Западом и Югом! Именно через "Джунгарские ворота" - узкий 10-ти километровой ширины проход между горами - шёл поток грузов и завоевателей на север в Среднюю Азию, Россию, и далее в Европу. Именно через находящиеся на территории Уйгурии тибетские перевалы с их вечным сторожем оазисом-городом Кашгар. Восток проходил на Юг, в Индию и далее на Запад в Персию и в арабские страны, которые раньше были Ассирией, Египтом, Вавилоном и затем в Рим и Европу.

После того как находишь это ключевое звено, за которое можно и нужно вытащить всю цепь, всё становится на свои места. Уйгурия - перекрёсток - Восток-Запад-Юг.

…Из варяг в греки - Киев-Москва, Киевская Русь-Россия, из китайцев в индийцы и греки, (попутно персы, ассирийцы и т.д.) - Уйгурия. Великие цивилизации - великие реки (отдельная песня) или Великие Пути взаимодействия Цивилизаций. Уйгурия - мировой исторический регулировщик на Великом Шёлковом Пути. Обязательно надо добавить и великие горы: Памир, Тянь-Шань, Тибет, Гималаи, и великие пустыни: Гоби, Такла-Макан, Джунгария, и великие многотысячные оазисы: Хами, Турфан, Хотан, Кашгар, чтобы можно было понять судьбу Уйгурии. А если учесть, что она оказалась и на стыке целых трёх империй: Российской, Британской и Китайской, четырёх религий: христианской, мусульманской, буддийской и индуистской, так и вообще всё проясняется. Страна с таким положением обречена быть на протяжении тысячелетий в эпицентре мировых событий. Такой стране трудно, если вообще возможно, сохранить независимость! Чтобы уже окончательно понять будущность Уйгурии, заметим, что здесь в последней четверти 20-го века усилиями советских и китайских геологов была найдена большая нефть(!). Перекрёсток цивилизаций и религий, да ещё с нефтью!

"Синьцзян" - или "новые границы" - так назвали китайцы наконец-то завоёванный в 1759 году перекрёсток Евразии. Естественно, Уйгурия не смирилась. Восстания 1814, 1816, 1818, 1826-1828, 1855, 1856-1857 годов и так далее были уже неэффективными и напоминали агонию! Британия была пресыщена Индией, у России своих забот хватало, и поэтому даже ослабленный, раздираемый феодальными противоречиями Китай, справлялся с плохо организованными мятежами, бунтами, революциями (ненужное зачеркнуть) уйгуров.

Великий шёлковый путь, перекрёстком и узловой станцией которого оказалась Уйгурия, в своём роде уникальный путь, не имеющий аналогов в мировой истории человечества. …Самой длинной дорогой современности считается знаменитый Транссиб, построенный царской Россией в начале 20-го века. А "Путь" существовал и связывал континенты и цивилизации со 2-го века до нашей эры и на протяжении более чем полутора тысяч лет. У "Пути" есть "крёстный отец" - китайский чиновник Чжан Цянь, который отправился в авантюрную и смертельно опасную дорогу на запад в 138 году до н.э. и вернувшись через 12 лет к родному императору (в 126 году до н.э.) доложил в общих чертах идею пути. "Путь" был и до этого, вернее множество региональных путей, соединявших Среднюю Азию с Индией и Месопотамией, например, "лазуритовый" путь, "нефритовый" путь и целый ряд других. Но как полноценная торговая магистраль протяжённостью более чем 8000 км "Путь" заработал лишь после доклада Чжан Цяня.

С Востока на Запад шёл поток шёлка, фарфора, пряностей, а с тамошнего запада, с которого в то время мало что можно было взять (Древний Восток был более высокотехнологичным), шёл ручеёк золота и серебра. Путь многому научил человечество. Если кто-то думает, что известное сейчас и младенцу слово "чек" имеет еврейские или на худой конец римские корни, так он глубоко ошибается. "Чек" в переводе с персидского означает "документ, расписка". Отправляясь в дорогу купец сдавал свои наличные деньги кому-либо из авторитетных менял в обмен на расписку. Эту расписку он мог обменять на деньги в тех городах, где работали доверенные люди данного менялы. Своего рода "Америкэн экспресс" древности. "Великой шёлковый путь" (кстати, термин прижился с лёгкой руки немца Рихтгофена, после выхода в 1877 году его книги "Китай") научил людей унифицировать товарно-денежную систему, заставил многочисленных князьков и царьков охранять купцов и развивать систему гостиниц (караван-сараев), складов, таможен, служил постоянным каналом обмена знаниями и культурой между Востоком и Западом. В конце-концов Марко Поло и Рерих, Чингисхан и Тимур… не смогли бы совершать свои научно-исследовательские или грабительские походы, если бы не было Великого Шёлкового Пути.

Битва за него кипела нешуточная, трижды, на очень короткий отрезок времени "Путь" контролировался одним хозяином. Тюркский каганат почти полностью владел путём в последней трети 6-го века, Чингисхан - во второй четверти 13-го века и, наконец, Тимур - в последней трети 14-го века.

"Паны дерутся, а у холопов чубы трещат", - эту украинскую пословицу уместно вспомнить, сравнивая судьбы Уйгурии и Пути. Не могла она на равных противостоять Великим империям древности и современности! Временные союзы и победы лишь отодвигали неизбежный переход Уйгурии под контроль более сильной Империи. Уйгурия-перекрёсток была слишком важным местом, чтобы она могла сохранить независимость! Одни Джунгарские ворота чего стоят! Единственное, по сути, место в Азии, где могут пройти большие массы людей: армии, караваны, дипломатические миссии… Джунгарские ворота - это узкая трещина в земной коре между двумя горными массивными: Джунгарским Алатау с запада и хребтом Барлык с востока. Соединяет Балхаш-Алакольскую котловину (нынешний Казахстан) и Джунгарскую равнину (Уйгурия - Китай) и представляет собой - плоский шириной в 10 км коридор длиной около 50 км. Высота дневной поверхности в районе ворот 300-400 км, в то время как высота ограничивающих ворота гор достигает 5 км. Через ворота проходила северная ветвь Великого Шёлкового Пути. Лишь в 1991 году через Джунгарские ворота была построена железная дорога, которая по кратчайшему пути связала транспортные сети Европы и Азии.

Перефразируя Ильфа и Петрова можно сказать, что "наконец-то железный конь пришёл на смену верблюду!" Именно по Джунгарскому проходу шли орды Чингисхана, Тамерлана и т.д. Не будь этого феномена, ещё раз подчеркну, что единственного, среди сплошных гор Азии (Памир, Тянь-Шань, Алтай…), вероятно вся история Евразии была бы другой! Юг Азии (Индия, Китай, Монголия) был бы закупорен и отрезан от севера (Россия, Сибирь, Урал). Джунгарские ворота представляют собой естественную аэродинамическую трубу, где постоянно дуют ветра, достигающие часто ураганной силы (до 250 км/час).

Чтобы завершить краткий экскурс по Великому Шёлковому, надо отметить, что Путь умер естественной смертью. Его закат пришёлся на 15-16 века, когда усилиями в первую очередь португальцев (Васко да Гама, Магеллан) были открыты морские пути в Индию и Китай. Морской путь из Персидского залива в Китай занимал примерно 150 дней, в то время как караванный путь из Ханы (Азов) в Хан-балык (Пекин) - около 300; один корабль перевозил столько же грузов, как и очень большой караван в одну тысячу вьючных животных. Проезжавший в 1926 году по южной ветви шелкового пути Н.В.Рерих дал чеканную формулировку этим печальным для Уйгурии событиям: "Уберите отсюда смысл караванов и всё погрузится в полный паралич". Путь захирел и тихо скончался, а вместе с ним начала замирать жизнь и в некогда процветавших уйгурских оазисах Великого Пути: Хами, Турфане, Хотане, Кашгаре и десятках других помельче. Иссякал поток грузов и людей, исчезал смысл жизни уйгуров, для которых Великий Шёлковый Путь и был основой жизни. У уйгуров в этой связи была в ходу пословица: "Лучше перенести все невзгоды в пути, чем спокойно, без дела, сидеть дома!"

Катастрофически таяли таможенные отчисления и в 1759 году обескровленная после кончины Великого Пути Уйгурия прекратила своё самостоятельное существование, пав под натиском маньчжуров, то бишь китайцев в нынешнем понимании. Уйгурия стала Синьцзяном или "новыми территориями" в переводе с китайского.

Полеванов В.П., Доктор геолого-минералогических наук, академик РАЕН
Москва, 04.05.2009


Комментарии

Об авторе статьи. Владимир Павлович Полеванов - доктор геолого-минералогических наук, автор более 50 научных трудов и монографии по геологии и металлогении месторождений золота СССР и мира. Он избран действительным членом Российской инженерной академии, академиком Российской академии естественных наук, президентом геологического отделения Международной академии информатизации, является советником министра природных ресурсов РФ.

::Содержание::
Великий Шёлковый Путь
Большая игра
Экспедиции и прожекты
Аннексия
Настоящее и будущее Уйгурии